Из исправительно-трудовых лагерей в командиры: история полководца, который поспособствовал победной боевой операции по штурму Рейхстага
Михаил Букштынович родился в 1892 году в деревне Жомойдь, ныне Воложинского района. Еще юношей, играя со сверстниками в войну, был командиром, все ребята ему подчинялись. Уже в те годы у парнишки проявлялись волевой характер и лидерские способности. По-настоящему свой боевой запал и целеустремленность он показал в годы Великой Отечественной войны, особенно в планировании и организации Берлинской наступательной операции, принесшей долгожданную победу над врагом. По сей день память о герое жива: в многочисленных публикациях периодики, книгах, документальных фильмах. На родине генерал-лейтенанта, в Воложине, в его честь названа улица. Мы прогулялись по ней, а также разыскали родственников знаменитого полководца.
Письмо СТАЛИНУ
В конце 1930-х Михаил Фомич возглавил 7-й механизированный корпус Рабоче-Крестьянской Красной армии. В 1938 году попал под следствие, был арестован, а в 1939 году его незаслуженно объявили «врагом народа» и приговорили к 15 годам исправительно-трудовых лагерей. Лишили воинского звания и правительственных наград. Букштынович до последнего не признавал себя виновным, писал до сотни писем Иосифу Сталину, в которых настаивал на своей преданности и пытался донести вождю, что приговор вынесен несправедливо. Обычно такие письма и вовсе не попадали в руки Сталину, но в случае с Букштыновичем произошло обратное: Михаила Фомича вернули в Красную армию.Букштынович принял участие в Великолукской наступательной операции в должности помощника командира 357-й стрелковой дивизии, показав и зарекомендовав себя в этом сложном, но удачном сражении. После его полностью реабилитируют и возвратят награды. В октябре 1943-го он уже отличится под Невелем, где его 28-я стрелковая дивизия обеспечит успех всей операции.
В конце 1943 года генерал-майора назначают командиром 100-го стрелкового корпуса. Позже он командует 19-м Сибирским гвардейским стрелковым корпусом, участвовавшим в наступательных операциях в Прибалтике — Режицко-Двинской и Мадонской. Далее Михаил Фомич уже начальник штаба 3-й ударной армии. Умело управляет войсками в ходе зимних наступлений Красной армии 1945 года в Польше и Германии, а затем проявляет себя и в Берлинской наступательной операции. Получил множество наград и орденов. Среди них — ордена Ленина, Красного Знамени, Суворова I и II степени, Кутузова I и II степени, Отечественной войны II степени.
Штурм Рейхстага в 1945 году.
Человек-феномен
У Михаила было трое родных братьев — Александр, Георгий и Павел, — а также четыре сестры: Евгения, Мария, Вера и Валентина. Личность героя раскрывается в фактах. Вот один из них: во время Великой Отечественной войны Михаил передал свой денежный аттестат младшей сестре, которая ухаживала за своим тяжелобольным сыном. Сохранились воспоминания Валентины Фоминичны: «Такое его внимание в трудную для меня минуту нельзя забыть. Он также много помогал и другим родным, особенно брату Павлу Фомичу, который в то время был болен туберкулезом». Сестра генерал-лейтенанта описывает черты его характера: «Я никогда не видела его пассивным, безразличным, он всегда был активен, никогда, даже в тяжелые минуты жизни, не терял рассудка, очень быстро находил выход из положения и сразу начинал действовать…»После войны Валентина Фоминична Нифонтова часто гостила у брата в Москве — приезжала из Горького вместе с сыном. Тогда Михаила Букштыновича назначили начальником Управления планирования боевой подготовки Главного штаба Сухопутных войск. Сестра вспоминает: «Работал он самозабвенно. Уезжал утром, иногда днем приезжал пообедать и после обеда вновь уезжал до 2—3 часов ночи. Его товарищи генералы (Мухин, Хлебников и другие) отзывались о нем как о каком-то феномене, который всегда полон энергии, обладает большими военными знаниями, жизненным опытом, необычайно аккуратен, дисциплинирован и подтянут».
Валентина Фоминична НИФОНТОВА:Советские минометчики на улицах Берлина.
«Брат не мыслил себя вне армии и говорил, что «лучше умру на работе, чем буду жить на пенсии»
Кроме военной деятельности, Михаил Букштынович вел большую военно-научную работу: обобщил и описал ряд интересных поучительных боев и операций, являлся членом редколлегий ряда военных журналов. К сожалению, важную и напряженную работу прервала болезнь: в ноябре 1948 года у него случился первый инфаркт. После лечения в госпитале и реабилитации врачи настоятельно советовали ему оставить службу, но Михаил Фомич категорически отказывался это делать. Младшая сестра сделала такие записи об этом: «Он не мыслил себя вне армии и говорил, что «лучше умру на работе, чем буду жить на пенсии». Так это и произошло на самом деле». Михаил Фомич до последнего дня ходил на работу, но внезапно случился второй инфаркт. Букштынович скончался 28 июня 1950 года…
К слову, сын Михаила Фомича Михаил Михайлович, так же как и отец, посвятил свою жизнь защите Отечества как профессиональный военный. В 1952 году он с отличием окончил командный факультет Военной академии бронетанковых и механизированных войск и был направлен на службу в Прикарпатский военный округ. В 1970 году получил звание генерал-майора.
На долгую память
Дочь Михаила Михайловича Наталия Букштынович живет в Москве и работает главным специалистом Российского государственного военно-исторического архива. Мы разыскали внучку генерал-лейтенанта и лично узнали, как в их семье хранят память о знаменитом родственнике. Наталия Михайловна поделилась:— Михаил Фомич — мой дед. Я многое знаю о его жизни. В Российском государственном военно-историческом архиве ознакомилась с документами деда периода Первой мировой войны, а в Центральном архиве Министерства обороны РФ — с личным делом, где отражена вся его военная служба.
Улица имени Букштыновича в Воложине тихая и спокойная.
Наталия Букштынович рассказала: при жизни ему посчастливилось застать рождение лишь одного своего внука — Юрия. Михаил Фомич был несказанно ему рад. Внучка генерал-лейтенанта отметила:
— Дедушки не стало почти за десять лет до того, как я родилась. Но мне кажется, будто мы с ним знакомы — благодаря многочисленным рассказам родителей и близких о нем. В семье все его очень любили. Невероятный был человек, разносторонний, исключительный! Мой папа всегда с гордостью вспоминал о нем, а я с удовольствием впитывала каждое слово. С любовью отзывалась о нем и моя мама Кира Петровна. Она и вовсе считала Михаила Фомича фактически вторым отцом — настолько теплые у них были отношения! Наверное, главная черта дедушки как семьянина — заботливость. Он всегда проявлял максимум внимания, сочувствие к близким, стремился помочь и окружить любовью.
Наталия Михайловна приводит несколько показательных семейных историй. Например, когда все домочадцы в 1918 году заболели «испанкой», в том числе и Михаил Фомич, он все равно за всеми ухаживал и пытался выходить, на нем держалась вся семья — восемь человек. А когда подкосилось здоровье его невестки Киры, свекор сделал все для того, чтобы она отдохнула в лучших санаториях и прошла необходимые курсы реабилитации, поскорее встала на ноги. Любил дарить подарки, покупал родным качественную одежду, проявлял разные знаки внимания. Был гостеприимным — его дом всегда был полон близких и друзей, никому не отказывал во временном пристанище.
— Наряду с этим он был очень волевым, целеустремленным человеком, с крепким внутренним стержнем. За жизнь многого натерпелся — сначала в исправительно-трудовых лагерях, потом на войне. Но выстоял! Сохранилась его цитата: «Стоило родиться, жить и умереть только ради того, чтобы сражаться за торжество нашего народа». Именно ею я и назвала свою научную статью, которую в 2018 году опубликовала в «Военно-историческом журнале» Минобороны России. Статья написана на основе архивных материалов и воспоминаний людей, рассказывает о нелегком жизненном и боевом пути генерал-лейтенанта, — подчеркнула Наталия Букштынович.
uschenchik@sb.by