Есть Красная книга, будет и «Черная». Наши ученые подготовили к печати издание, в которое внесли 54 вида агрессивных растений. Их нужно держать под контролем, не допуская в заповедные зоны. Но в Беловежской пуще уже установлено спонтанное произрастание 105 чужеродных видов деревьев и кустарников. Пятая часть национального парка сегодня под угрозой заселения красным дубом. Именно с ним нынешней зимой начали непримиримую борьбу. Буквально на днях был представлен пятилетний план действий по удалению дуба–мигранта, разработанный учеными совместно с организацией «Ахова птушак Бацькаўшчыны» под эгидой Франкфуртского зоологического общества в поддержку заповедности Беловежской пущи.
...Иду по аллее к административному корпусу национального парка. Зима, мороз. Все лиственные деревья с виду одинаковые — голые. А осенью здесь красота. Радует глаз красный дуб. Яркий иностранец появился в пуще в начале прошлого века — привезли из США. Отчасти благодаря людям, отчасти — птицам площадь пущанского леса, где встречается дерево–оккупант, достигла к сегодняшнему дню 1.280 гектаров.
Старший научный сотрудник нацпарка Дмитрий Бернацкий считает, что угроза распространения данного чужеродного вида очень велика:
— В 2004 году к парку присоединили земли ряда лесхозов. Там много красного дуба. Он уже встречается на 114 гектарах заповедной зоны. Деревья, поросль вырубаются во время рубок ухода, но сегодня нам надо сделать волевой шаг и убрать семенные деревья возле контор лесничеств. В охранной зоне семенники произрастают в 17 местах.
Главный лесничий нацпарка Василий Филимонов не сомневается, что борьба с красным дубом будет непростой:
— Самое сложное — переубедить людей. Дуб–иностранец на самом деле представляет угрозу для нацпарка. Он вытесняет белорусские виды — черешчатый дуб и скальный, который, к слову, занесен в Красную книгу.
Известный белорусский флорист, кандидат биологических наук Аркадий Скуратович говорит, что раньше растения–иностранцы вели себя скромнее:
— С 1950–х годов у нас стали появляться в большом количестве завозные растения. Правда, раньше мы не знали проблем. Они вели себя скромно. Но природа меняется. Как и климат — холодная зона ушла, умеренная поднялась до Витебска. Вот и распространяются теплолюбивые растения, которые в минувшем веке можно было встретить лишь изредка на юге страны.
Проникают чужаки к нам по–разному. Приносят реки и птицы, привозят люди. Аркадий Николаевич привел два примера совершенно непреднамеренного пришествия.
Первый — с шерстью. В поселке Ильич в Рогачевском районе работает фабрика первичной обработки шерсти. Так вот вместе с сырьем из Австралии и Новой Зеландии в поселок прибыло 15 видов растений. Два вида перезимовали и уже осваивают территорию возле очистных сооружений и берега Днепра.
Второй — с клюквой. В Ганцевичском районе есть экспериментальная база «Журавинка». Вместе с крупноплодной клюквой из Америки сюда завезли 24 вида сорняков, из которых 7 уже вышли из–под контроля.
Можно избежать подобного нашествия?
По мнению ученого, можно:
— Нужно утилизировать отходы, а не выбрасывать за забор, как делают дачники. На предприятии «Беларускiя журавiны» в Пинском районе отходы уничтожают, и ситуация там под контролем в отличие от той, которая сложилась у их коллег в Ганцевичском районе.
Золотарник попал в природу с дач и кладбищ. Борщевик — благодаря ученым, которые когда–то хотели накормить скот дешево и сердито. Красный дуб завезли для красоты, и высаживали его сами лесники. Черемуху позднюю тоже они культивировали — ради ценной древесины. Жерновец метельчатый появился в лесах как корм для зайцев. Ваточник в свое время был стратегическим растением для легкой промышленности, сегодня — злостный сорняк. Черноплодную рябину, иргу, облепиху мы воспринимаем как родные растения, а они, оказывается, тоже чужестранцы, которые в Брестской области уже смело захватывают леса...
И все же... Чужеродные растения — такое ли это зло? Завезенный в XVIII веке картофель, к примеру, теперь попробуй у белорусов отнять.
Аркадий Скуратович считает, что ситуацию нужно держать под контролем:
— Согласитесь, в белорусском национальном парке природа должна быть национальной, а не североамериканской. Поэтому красный дуб и золотарник в пуще не должны расти.
Порой растения наносят вред не только окружающей среде, но и здоровью человека. Про борщевик, уверена, знают все. А вот про череду вряд ли. Аркадий Николаевич предупредил, что во многих аптеках сегодня продается череда американская вместо нашей. Лечебный эффект от нее — нулевой (спасибо, что не ядовитая).
И все же мы, белорусы, гуманисты. Искореняем «переселенцев» бережно. Аркадий Скуратович рассказал, что в Северной Америке к растениям, завезенным из наших широт, отношение очень жесткое:
— Там поступают просто: уничтожают гербицидами, сжигают напалмом. А через несколько лет рекультивируют почву и засаживают своими растениями.
Сегодня в Беларуси к растениям–мигрантам причислено более 300 видов. 54 самых агрессивных вошли в «Черную книгу», рукопись которой уже подготовлена к печати. Белпочта с минувшего года начала выпускать серию марок «Инвазивные растения Беларуси», первыми напечатав соцветия золотарника и борщевика.
Зеленых врагов нужно знать в лицо.
valentinak3@mail.ru
Фото автора
Фото автора
Советская Белоруссия № 14 (24896). Вторник, 26 января 2016