Как климат влияет на состав белорусских лесов

Сосна устоит, а дубу надо внимание

Беларусь входит в топ-10 лесных государств. Лесистость нашей страны сегодня достигает 40,2 процента территории. Для сравнения: в послевоенном 1945 году лесами было покрыто чуть больше пятой части страны, так что современные показатели достигнуты трудом многих поколений лесоводов.

Фото из архива «СБ»

Правда, климат вносит свои коррективы, говорит директор Института леса Национальной академии наук Беларуси Александр Ковалевич:

— Начиная с 2017 года в сосновых лесах отмечено снижение биологической устойчивости и их массовое усыхание. Потепление климата привело к усилению агрессивности короедов, появлению новых инвазивных видов вредителей и болезней.

Александр Ковалевич.


Удар в основном пришелся на южные районы. Только своевременно разработанный и осуществленный алгоритм Института леса и Минлесхоза позволил за 3 — 4 года ликвидировать вспышку. Но не обошлось без потерь. Доля сосновых лесов по сравнению с серединой ХХ века снизилась с 58 до 48 процентов. Это ощутимо, потребуется время для исправления ситуации.

Короед-типограф — представитель вида, сходного с сосновыми вредителями, — на протяжении последних десятилетий серьезно накинулся на ель, что привело к усыханию этих деревьев в южных районах страны и «миграции» ее на север, за Минск. Физически еловые леса, конечно, никуда не убежали, просто на Полесье и соседних районах они базируются небольшими островами там, где больше влаги. Но Александр Иванович пока оптимистичен:

— Наметился прогресс в борьбе с короедом. Сейчас основными средствами остаются топор и огонь, но уже в 2025 году должны пройти государственные испытания разработанного в Институте биопрепарата, который призван контролировать популяцию насекомого. Короед, привлеченный феромонами, залетит в ловушку, заразится фитопатогенными грибами, а потом передаст их своему потомству. Вылета новых поколений не будет, но полностью от насекомого избавляться не надо — он, как ни крути, первичный санитар леса.

А что касаемо пород, то стоит больше уделять внимания дубу, добавляет Александр Ковалевич.

— Мы мало его садим, объемы нужно наращивать, в том числе и за счет реконструкции, — у нас много площадей, занятых мягколиственными деревьями. Стратегию восстановления дубрав передали в Министерство лесного хозяйства. Предлагали и создать комплекс по выращиванию дуба с закрытой корневой системой. На это дерево нужно делать ставку.

Есть вред от климата и противоположный: довольно много участков леса остаются подтопленными на долгое время, несмотря на общую засушливую пору. А это тоже опасно — корни не получают достаточно кислорода, и дерево гибнет.


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter