Вопрос о предоставлении полноправного членства в БРИКС ряду государств будет рассматриваться в течение 2025 года. Об этом сообщил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью для международной сети TV BRICS, передает БЕЛТА.
«Ряд стран хочет полноправного членства. Этот вопрос будет рассматриваться в течение следующего года. Но многие хотят просто быть участниками мероприятий БРИКС. Таких больше тридцати. Как я уже говорил, будут согласованы критерии формирования категории „стран-партнеров“. Некоторым из государств, обратившихся с просьбой о подключении к нашей работе, российское председательство направило приглашения после саммита в Казани. Таких стран, пользующихся консенсусом среди действующих членов БРИКС, больше десяти», — сказал Лавров.
«Наверняка сохранится отдельный формат заседаний, где будут участвовать только полноправные члены, но все остальное, включая саммиты по примеру „аутрич плюс“, встречи министров иностранных дел и отраслевых структур (энергетики, экономики, торговли, здравоохранения, культуры) будет доступно для них», — добавил он.
Глава МИД РФ отметил, что саммит БРИКС в Казани продемонстрировал быстро растущий авторитет объединения и стремление все большего числа стран присоединиться к его работе. «Наблюдаем резкий рост интереса к объединению. Оно воспринимается как авангард движения к более справедливому миру, в защиту от диктата и произвола, которые все еще широко применяются „коллективным Западом“ в международных отношениях», — обратил внимание Лавров.
«Целый ряд государств официально обратился с просьбой о присоединении в качестве полноправных членов. Остальные выразили заинтересованность стать странами-партнерами. Это новая категория, которую согласовал саммит в Казани. Мы в 2023 году увеличили количество государств-членов с пяти до десяти. На данном этапе принято решение ограничиться созданием категории стран-партнеров, сформировать эту группу, чтобы „новые“ полноправные и „старые“ члены БРИКС сработались уже в новом составе», — сказал Лавров.
По его словам, в этом плане российское председательство сделало немало. Было достигнуто взаимопонимание практически по всем основным вопросам. Принятую Казанскую декларацию удалось согласовать на основе баланса интересов. «Никто (как это бывает на западных форумах) не пытался ни на кого давить. Искали обоюдно взаимоприемлемые формулировки. Они были найдены по всем вопросам», — рассказал российский министр.
Главный посыл этой декларации — это необходимость существенного повышения доли государств Глобального Юга и Глобального Востока в механизмах глобального управления, включая Совет Безопасности ООН, МВФ, Всемирный банк и ВТО.
В отношении международной валютно-финансовой системы, как отметил Лавров, общее мнение заключается в двух основных выводах. Один из них — требовать, чтобы развивающиеся страны, прежде всего страны БРИКС как самые быстрорастущие экономики, получили то число голосов в советах директоров МВФ и Всемирного банка, которое соответствовало бы их реальному весу в мировой экономике и доле в мировом ВВП. Сейчас это количество голосов существенно занижено, так как США категорически не хотят перераспределять квоты и отдавать свои голоса. На данный момент в МВФ Соединенные Штаты обладают «пакетом», позволяющим применять право вето в отношении любых решений.
То же самое в ВТО. Уже долгие годы (минимум десять лет) США блокируют работу органа по урегулированию споров. А разрешение споров — это именно то, ради чего ВТО создавалась. Неизбежно возникающие противоречия между участниками рынка, обвинения друг друга в демпинге, завышении цен, необоснованном повышении тарифов — все это должно рассматриваться органом по разрешению споров. Он заблокирован, там нет кворума. «США не собираются эту ситуацию исправлять», — указал Лавров.
«Реформа существующих институтов остается на повестке дня, но параллельно — это общее мнение и один из важнейших выводов работы БРИКС на данном этапе — перед завершающей частью российского председательства все хотят создавать альтернативные платежные механизмы: межбанковские расчеты, использующие национальные валюты, механизмы страхования, которые не будут направлены против системы, сложившейся после Второй мировой войны вокруг доллара в качестве стержня. Нужна параллельная система, учитывая, что доллар все чаще используется как агрессивное оружие в мировой экономике. Никто не знает, кто будет следующий. Никто не застрахован от долларового произвола, учитывая отчаянное положение Соединенных Штатов в современном мире. Они чувствуют, что гегемония ускользает (и она будет это делать не быстро, а долго), но хотят использовать все, включая самые запрещенные приемы, чтобы ее сохранить. Застраховаться от этого, создать расчетные системы, платежные платформы, которые не будут зависеть от подобных рисков, — это сейчас общая задача.», — поделился мнением министр иностранных дел РФ.
«Уже разработаны рекомендации. Они еще пока не окончательные, но уже дают возможность начать создавать надежные, устойчивые, долгосрочные системы. Уверен, что Бразилия как следующий председатель продолжит эту работу», — добавил он.