![](/upload/iblock/fc7/fc75ea699d7d012dd936402743549f09.jpg)
Только аутентичный материал
Девятиклассница Валя Петренко – цимбалистка, но с удовольствием рассказывает и о других инструментах:– Вот это гребень, на нем просто руками можно играть, а чтобы, например, извлечь звуки из рубеля, нужно проводить по нему палочкой. Кстати, наши предки использовали их в качестве музыкальных инструментов, чтобы поддерживать ритм, хотя на самом деле это обычные предметы быта. Рубель был нужен для глажки одежды, а гребень – для расчесывания шерсти.
Девочки, влюбленные в аккордеон, парни, браво надувающие мехи дуды, их младшие коллеги по цеху, скрупулезно поправляющие в соответствии с каноном головные уборы, – невооруженным глазом видно, что фольклором ребята увлечены искренне. А начиналось все почти 30 лет назад, когда работать в школу пришла Ольга Дремук, руководитель образцовой «Этнашколы «Традыцыя»:
– Я из России, по образованию специалист по русскому фольклору, потому на местные традиции впервые посмотрела взглядом иностранки. И была поражена грандиозной хореографией и разнообразием инструментов. Белорусский фольклор уникальный!
Первый год Ольга Анатольевна разучивала с детьми русские песни, но потом сказала: «Негоже! На белорусской земле надо петь белорусское». Фольклористы должны снимать живой материал, «с языка». Тогда начались масштабные исследовательские экспедиции. Вместе с хореографом только созданного коллектива Светланой Карс объезжали деревни, записывали песни, обряды, диалекты.
– Иногда брали чужие экспедиционные записи, обращались к литературе, – рассказывает Ольга Дремук. – Но всегда использовали аутентичный материал.
![](/upload/iblock/6dd/6dd8a8187d7f1ff2037c597da5abe39c.jpg)
С точностью до миллиметра
Процесс разучивания новой песни выглядит так: включается запись, вслед за исполнителями пропеваются все строчки, фиксируются не только слова, но и диалекты, интонации, переходы, вводит в курс дела Ольга Анатольевна:– Это не сценическая обработка, мы ничего не меняем. Учимся, где нужно окать и акать, делать голосовые сбросы. Это уже наука – у нас, считайте, творческая лаборатория. Расшифровкой занимаемся вместе со старшими детьми, сейчас, например, работаем над полесскими песнями – это высший пилотаж!
По-настоящему грандиозную работу проделали над костюмами. Педагоги проводили дни в библиотеках и архивах, до миллиметра измеряли величину клеточек на ткани, чтобы все соответствовало местной исторической действительности. Реконструировали традиционные чечерский, буда-кошелевский, романовичский строи. Кроили иногда из самотканого полотна, чудом сохранившегося на бабушкиных чердаках, и даже из старых рушников, преподнесенных в дар Гомельской епархией. По восстановленным эскизам костюмы шила учитель труда Надежда Захарова, а неделями вышивала на них узор Светлана Карс – без специального образования, но с огромным желанием и вдохновением.
Жемчужиной коллекции без сомнения стали образцы женской и мужской одежды из Неглюбки – знаменитой своими ткацкими традициями деревни в Ветковском районе. Ольга Дремук проводит мини-ликбез:
– Посмотрите, как отличается женский строй от девичьего. У женщины на голове платок «птушкай», тканый рукав с плотным рисунком «засеянное поле». У девушки на голове «святочны кубак» с лентами, очень похожий на украинский – Неглюбка ведь на юге страны находится. А вышивка более скромная. Основные элементы костюмов для нас ткала неглюбская мастерица.
– Когда на фестивалях выходим на сцену, нам говорят: «Нехорошо в музейных экспонатах выступать, их беречь надо!», – улыбается Светлана Карс.
![](/upload/iblock/5d6/5d663be093295fe485d29ddac753777b.jpg)
Знакомьтесь, человек-оркестр!
Постановка народных обрядов, песни и танцы – имя себе адепты фольклора из 30-й школы заработали громкое. Выступали на фестивалях и благотворительных концертах во Франции, Германии, России. Хотя их обычно не увидишь на ярмарочных и праздничных площадках: их искусство не для развлечения, на большой сцене оно потеряется.На православной составляющей фольклора был основан коллектив «Святы пакроў», которым руководит Ольга Сапожникова:
– В 2008 году школа присоединилась к инновационному проекту «Основы православной культуры», тогда же появился и коллектив. Наша сфера – духовные песни, ставшие неотъемлемой частью белорусской культуры.
В «Этнашколе «Традыцыя» есть и инструментальный ансамбль «Найгрыш». Его руководителя Викторию Федяй коллеги называют «человек-оркестр». А все потому, что она учит детей играть не только на привычных скрипках, цимбалах и аккордеонах.
![](/upload/iblock/866/866f61ae3d52c5656aa5d2093de5f2bb.jpg)
– В белорусской традиции потрясающее разнообразие инструментов: дуда, жалейка, окарина, – увлеченно рассказывает Виктория. – Музыкальные коллективы в старину были очень популярны – не просто гармошка на завалинке, а полноценные разноплановые ансамбли. И многие инструменты для нас делали знаменитые белорусские мастера с учетом всех исторических нюансов.
В чем залог успеха? Ольга Дремук отвечает:
– В сплоченной команде. Мы одна большая семья. Мы близки с детьми, разделяем их трудности, учим, помогаем. Каждый из нас верит в свое дело, в важность сохранения традиций и не жалеет для этого сил.
valchenko@sb.by
![](/upload/iblock/226/226902acca3e67b6ec55b03ee1fce4c4.jpg)
![](/upload/iblock/b60/b607ada635935cf5b20512a418fe90f0.jpg)
![](/upload/iblock/736/736b0567f61b19bb59f1580630e0e117.jpg)
![](/upload/iblock/5b5/5b578e4cb63cae7971be695707dd67ca.jpg)
![](/upload/iblock/1d0/1d0d2cb3f2089a5dab3167fadfdfa1d3.jpg)
![](/upload/iblock/1a1/1a10559840b9704826a43460b42a51ce.jpg)
![](/upload/iblock/349/34918f37f3c592d69125bacefe94068f.jpg)
![](/upload/iblock/9ce/9ce0361188373fe3ea0029f75acfa9b6.jpg)
![](/upload/iblock/2d6/2d6a1a3e822383b9f0b2021314c1579f.jpg)
![](/upload/iblock/a9a/a9a1572da3b6dbdc0df57ba9e65bb194.jpg)
![](/upload/iblock/676/676595f805ff38a6e534ea01c5479007.jpg)
![](/upload/iblock/8e6/8e68a564982af30fd9a48f3469596bb2.jpg)
![](/upload/iblock/fca/fca1bd9768852e3b054b101649051f2a.jpg)
![](/upload/iblock/547/5471d92765c20f022ef5907bda845d1e.jpg)
![](/upload/iblock/955/9554b559b646d3516056cf83d5e7bd55.jpg)
Фото Таты КАВЕРИНОЙ