Костюмы воссоздавали по историческим книгам и материалам экспедиций
Только аутентичный материал
Девятиклассница Валя Петренко – цимбалистка, но с удовольствием рассказывает и о других инструментах:– Вот это гребень, на нем просто руками можно играть, а чтобы, например, извлечь звуки из рубеля, нужно проводить по нему палочкой. Кстати, наши предки использовали их в качестве музыкальных инструментов, чтобы поддерживать ритм, хотя на самом деле это обычные предметы быта. Рубель был нужен для глажки одежды, а гребень – для расчесывания шерсти.
Девочки, влюбленные в аккордеон, парни, браво надувающие мехи дуды, их младшие коллеги по цеху, скрупулезно поправляющие в соответствии с каноном головные уборы, – невооруженным глазом видно, что фольклором ребята увлечены искренне. А начиналось все почти 30 лет назад, когда работать в школу пришла Ольга Дремук, руководитель образцовой «Этнашколы «Традыцыя»:
– Я из России, по образованию специалист по русскому фольклору, потому на местные традиции впервые посмотрела взглядом иностранки. И была поражена грандиозной хореографией и разнообразием инструментов. Белорусский фольклор уникальный!
Первый год Ольга Анатольевна разучивала с детьми русские песни, но потом сказала: «Негоже! На белорусской земле надо петь белорусское». Фольклористы должны снимать живой материал, «с языка». Тогда начались масштабные исследовательские экспедиции. Вместе с хореографом только созданного коллектива Светланой Карс объезжали деревни, записывали песни, обряды, диалекты.
– Иногда брали чужие экспедиционные записи, обращались к литературе, – рассказывает Ольга Дремук. – Но всегда использовали аутентичный материал.
Ребята играют на всем: от гребня до жалейки
С точностью до миллиметра
Процесс разучивания новой песни выглядит так: включается запись, вслед за исполнителями пропеваются все строчки, фиксируются не только слова, но и диалекты, интонации, переходы, вводит в курс дела Ольга Анатольевна:– Это не сценическая обработка, мы ничего не меняем. Учимся, где нужно окать и акать, делать голосовые сбросы. Это уже наука – у нас, считайте, творческая лаборатория. Расшифровкой занимаемся вместе со старшими детьми, сейчас, например, работаем над полесскими песнями – это высший пилотаж!
По-настоящему грандиозную работу проделали над костюмами. Педагоги проводили дни в библиотеках и архивах, до миллиметра измеряли величину клеточек на ткани, чтобы все соответствовало местной исторической действительности. Реконструировали традиционные чечерский, буда-кошелевский, романовичский строи. Кроили иногда из самотканого полотна, чудом сохранившегося на бабушкиных чердаках, и даже из старых рушников, преподнесенных в дар Гомельской епархией. По восстановленным эскизам костюмы шила учитель труда Надежда Захарова, а неделями вышивала на них узор Светлана Карс – без специального образования, но с огромным желанием и вдохновением.
Жемчужиной коллекции без сомнения стали образцы женской и мужской одежды из Неглюбки – знаменитой своими ткацкими традициями деревни в Ветковском районе. Ольга Дремук проводит мини-ликбез:
– Посмотрите, как отличается женский строй от девичьего. У женщины на голове платок «птушкай», тканый рукав с плотным рисунком «засеянное поле». У девушки на голове «святочны кубак» с лентами, очень похожий на украинский – Неглюбка ведь на юге страны находится. А вышивка более скромная. Основные элементы костюмов для нас ткала неглюбская мастерица.
– Когда на фестивалях выходим на сцену, нам говорят: «Нехорошо в музейных экспонатах выступать, их беречь надо!», – улыбается Светлана Карс.
Большая часть реквизита и инструментов – почти музейные экспонаты
Знакомьтесь, человек-оркестр!
Постановка народных обрядов, песни и танцы – имя себе адепты фольклора из 30-й школы заработали громкое. Выступали на фестивалях и благотворительных концертах во Франции, Германии, России. Хотя их обычно не увидишь на ярмарочных и праздничных площадках: их искусство не для развлечения, на большой сцене оно потеряется.На православной составляющей фольклора был основан коллектив «Святы пакроў», которым руководит Ольга Сапожникова:
– В 2008 году школа присоединилась к инновационному проекту «Основы православной культуры», тогда же появился и коллектив. Наша сфера – духовные песни, ставшие неотъемлемой частью белорусской культуры.
В «Этнашколе «Традыцыя» есть и инструментальный ансамбль «Найгрыш». Его руководителя Викторию Федяй коллеги называют «человек-оркестр». А все потому, что она учит детей играть не только на привычных скрипках, цимбалах и аккордеонах.
– В белорусской традиции потрясающее разнообразие инструментов: дуда, жалейка, окарина, – увлеченно рассказывает Виктория. – Музыкальные коллективы в старину были очень популярны – не просто гармошка на завалинке, а полноценные разноплановые ансамбли. И многие инструменты для нас делали знаменитые белорусские мастера с учетом всех исторических нюансов.
В чем залог успеха? Ольга Дремук отвечает:
– В сплоченной команде. Мы одна большая семья. Мы близки с детьми, разделяем их трудности, учим, помогаем. Каждый из нас верит в свое дело, в важность сохранения традиций и не жалеет для этого сил.
valchenko@sb.by
Фото Таты КАВЕРИНОЙ