Куропаты. Спекуляция чувствами

Тема Куропат всегда будет беспокоить белорусское общество. Всегда — еще и потому, что всякий раз найдутся те, кто снова и снова будет расковыривать болячку. Зачем? Кто–то — по заказу. В надежде получить какие–то дивиденды, «хайпануть» по–нынешнему. Кто–то — за компанию, не имея сил составить собственное, пусть даже далекое от мейнстрима, мнение. Писатели и писательницы — потому что не могут молчать. Традиция у них такая.

Я сейчас не о таскающих на себе пиломатериалы, аки библейский герой. И не о тех, кто чужих послов зовет, а своим согражданам предъявляет ультиматумы. Смело грозит бойкотом в соцсетях (это же, наверное, конец света?). Вот странно, они считают себя новыми и насквозь европейскими «политиками» — а методы чисто советские.

Не про тех, кто вываливает в сеть безграмотный крик души или торопится дать совет, которого не спрашивали. И не о законности–правомерности. Не о них сейчас — а о писателях, блогерах, селебрити, лидерах мнений и прочих «властителях дум». По факту подбрасывающих дровишки в костер конфликта, а кто и националистического маслица подплескивающих. О не вполне понятном желании многих заметных фигур обязательно отметиться в публичном пространстве в стиле «никогда!». Если вдуматься, звучит это удивительно похоже на «Никогда Воробьянинов не протягивал руки!».

Хочу обратить свое и ваше внимание вот на какое обстоятельство. Тема Куропат небезразлична, без преувеличения, всему обществу. И разным журналистам, и чиновникам с предпринимателями, и «активистам», и научным работникам, и властям, и тем, кто против всего. Но как–то так получилось, что кучка людей (полсотни, больше не наберется) присвоила себе право решать, что с Куропатами (вокруг них, в них самих) НЕ делать. Что делать — они толком не знают. Они даже между собой договориться не могут. Но что бы ни начали вы — если не спросить их, то скандал раздувается до небес. Вплоть до нахального — с видео, с саморекламой — нарушения законодательства о тех самых «охранных зонах». О которых вроде бы и пекутся «активисты». Вплоть до самых натуральных укусов соотечественников зубами. И до обращений к главам других стран: мол, хоть вы приедьте и рассудите.

Раболепие по отношению к «руце кормящей» по–человечески понятно. Но с чего они, немногие, вдруг сочли именно себя «наследниками памяти», «хранителями некрополя» и «защитниками жертв»? Единственными в этой стране? Когда полтора года назад наша газета инициировала широкое, «разважлiвае» и по–настоящему народное обсуждение темы Куропат, то одной из целей была именно эта: вернуть обратно обществу от присвоивших то, что им не принадлежит. Никогда не принадлежало. Частично получилось, отсюда и эти выходки «защитников», от бессилия навязать свою и только свою точку зрения.

Что же делают в это время некоторые наши знаменитости — обсуждают эскиз будущего мемориала? Дают свои варианты концепций, сценариев, нарративов? Начинают собирать волонтеров и деньги? Отнюдь, сказал бы поручик. А что так? Ах, вас не приглашали... А самозабвенно кричать «ганьба» вас приглашали? Тоже нет? Тогда зачем? Вы же, в отличие от некоторых, не только бревна таскать умеете и не только в Брюссель письма писать.

Настроения людей формируют в том числе и те обобщенные «писатели», о которых речь. Одна вот «побывала в Воркуте, слышала такое, что сбивается дыхание» — а теперь скажу про Куропаты... Другой «долго жил в Вене, там все по–другому», кстати, о Куропатах... Знаете, рассуждая о такой непростой, объемной и болезненной теме, стоит поостеречься личный колотун в брезентовой палатке выдавать за всенародное чувство обледенелости. А пересказывать чужие истории, компонуя записанное со слов, — это вообще–то дело журналистов. С одним важным замечанием: журналист обязан факты проверять со всех сторон. И отвечать за написанное. А писатель — нет, он «так видит». Но вымысел, даже высокохудожественный, часто далек от правды, от реальной истории, от фактов.

Если взять те же Куропаты — там лежат не только жертвы, но и палачи. И палачи, ставшие жертвами. А также умершие по естественным причинам и реальные уголовники. Поэтому одним из предложений народного решения по Куропатам было: «Как мы их разделим, на какие полочки положим их кости? Никак! Давайте снимем головные уборы и тихо в душе помолимся». Каждый по своей вере. И будем помнить, что не только крест для многих является символом веры.

И правда: если интеллектуальных сил хватает лишь публично высказаться (но не вдумчиво рассудить о памяти, о наследстве, о своей истории и корнях) — давайте хотя бы молча молиться. Или что–то полезное без шума делать, вопреки ору толпы про «ганьбу». А подменять разум эмоциями — неверно. Даже такими сильными, как писательские.

Отсюда предложение — не к экстремистам и радикалам, которые явно получают от темы Куропат весьма странные, но им, похоже, необходимые «дивиденды». А к «интеллектуалам», стремящимся быть «совестью нации» (ну хорошо, не стремящимся — просто так получилось) и молчать по природе своей не могущим. Может, перестанем мусолить «кабак на костях» и вернемся к постройке «мемориала народной скорби». Символа чего–то, чему пока нет (даже у вас) названия, есть только ощущение необходимости? Общего символа — для всех и для каждого. Символа памяти и скорби.

mukovoz@sb.by   
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter