Даты
Государственная картинная галерея была создана 24 января 1939 года постановлением Совета Народных Комиссаров БССР. А 5 ноября 1957–го открылся Государственный художественный музей БССР — в сегодняшнем здании, специально построенном для него по проекту архитектора Михаила Бакланова. НХМ отмечает обе даты. В юбилейный же год решил праздновать от января до ноября.
Первые гости сегодняшнего дома НХМ в 1957 году.
Первой в череде громких проектов к 80–летию стала выставка коллекции певицы Лидии Руслановой, для искусствоведов поистине сенсационная. В советские годы статус музея определялся, прежде всего, по наличию русской живописи. Благодаря Елене Аладовой, охотившейся за произведениями русских живописцев, которые либо бывали в Беларуси, либо являлись нашими соотечественниками, в НХМ сохранилась третья часть знаменитой коллекции Руслановой. После войны многое из собранного певицей разошлось по частным собраниям. Но в Беларуси осталось лучшее. В том числе так ценимые публикой холсты Шишкина и Айвазовского, которые мечтает заполучить на свои выставки Третьяковская галерея. Однако многое из того, что НХМ демонстрирует сейчас в своем проекте «Певица Лидия Русланова: судьба коллекции», еще никогда и нигде не выставлялось.По просьбе публики задержится в залах НХМ еще одна юбилейная выставка — портретов белорусских художников «Современники ХХ». А чуть ли не с порога музей встретит своих гостей пронизанными солнцем картинами Раисы Кудревич и Валерианы Жолток — обе выставки откроются сегодня и посвящены персональному, 100–летнему юбилею известных белорусских художниц. «Наши классики!» — приглашает Владимир Прокопцов на вернисаж. И тут же делится планами о грядущей выставке Зои Литвиновой, «которая пришла им на смену, она и завершит юбилейный год».
В год через залы Национального художественного музея проходит более 350 тысяч гостей. Юбилейные проекты НХМ наверняка подкорректируют эти цифры. Безвизовый режим и грядущие II Европейские игры внесут свои поправки. Однако к увеличению потока публики здесь готовы.Сенсации
К сегодняшнему дню приберег музей также старт своего масштабного проекта «Открытие настоящего». Выставку, подготовленную реставраторами. В пяти залах — артефакты, в большинстве своем восстановленные за последние два года. Сегодня в реставрационных мастерских НХМ трудятся более 20 человек, возвращая подлинное величие шедеврам, иные из которых дожидались этого не одно столетие.
Здесь что ни икона, скульптура или картина — открытие. А в конце пути по выставке публику ждет настоящее потрясение. Знаменитый портрет Януша Радзивилла, знакомый каждому в том числе по многочисленным репродукциям, — одна из визитных карточек Национального художественного. Но лишь сейчас нам открылся истинный облик этого вельможи.
Аркадий Шпунт демонстрирует процесс расчистки знаменитой картины. Истинный облик Януша Радзивилла можно увидеть на новой выставке. Привычный остался только на фото.
Оригинал XVII века подновлялся в XVIII и XIX столетиях. В середине 1950–х над портретом великого гетмана литовского работали маститые ленинградские реставраторы. Но, как выяснилось, работали они отнюдь не с подлинной живописью. Выяснилось случайно — верхние краски начали чуть шелушиться, портрет отправили на рентген. И лучи... проявили изображение доспехов. Расчистив позднейшие записи, реставраторы обнаружили не только иной, гораздо более экспрессивный стиль живописи (к слову, подтвердив до сегодняшнего дня лишь предположительное авторство Даниэля Шульца). А и совершенно иной сюжет картины.— Мастерство тех, кто работал над картиной после Шульца, не столь принципиально, — рассуждает заведующий отделом научно–реставрационных мастерских, старейшина белорусской реставрации Аркадий Шпунт. — Очевидно, какие–то исторические обстоятельства вынудили спрятать доспех, изменить жест вельможи, изображенного на портрете. Януш Радзивилл, как вы знаете, был личностью необыкновенной, связанной со многими политическими событиями своего времени.
Единственное, что осталось от оригинала — лицо и сапоги. Причины, побудившие художников прошлого изменить картину, искусствоведам еще предстоит выяснить.
Сладости
Какой день рождения без сладких угощений? И они будут — прямо сегодня в НХМ презентуют новый сорт шоколада, посвященный его юбилею. С изображением виновника торжества на обертке, разумеется. Отныне в музейном киоске можно купить не только книги по искусству и тематические сувениры, а и сладости, упаковку которых наверняка захочется сохранить. К своему юбилею НХМ обзавелся лицензией на продажу шоколада. Теперь сладкие наборы с изображением слуцких поясов, выпущенные музеем в сотрудничестве с нашими кондитерами еще раньше, не придется разыскивать, здесь они будут всегда.
Сегодня же помимо выставок и шоколадок гостей ожидает еще и премьера гимна музея на музыку Алины Безенсон и слова Алины Легостаевой.
«Четыре директора НХМ». Дружеский шарж Олега Карповича. Оригинал рисунка «СБ» сегодня подарит музею.
СюрпризыНу а на следующей неделе под сводами музея зазвучит совсем другая музыка. Визит Бориса Гребенщикова станет еще одним подарком НХМ для своей публики. Для кого–то, возможно, самым неожиданным. Ведь в этот раз БГ приедет в Минск не только с гитарой, но и со своей живописью.
Кстати, в Национальном художественном музее Гребенщиков — гость нередкий, рассказывает куратор его первой выставки в Беларуси Дмитрий Солодкий:
— Борис Борисович достаточно хорошо знает нашу коллекцию, всегда заходит к нам, когда оказывается в Минске. О том, что он пишет картины еще с 1970–х, я знал давно. Последний раз видел его работы в музее современного искусства «Эрарта» в Санкт–Петербурге. Позже у него была выставка в Лондоне. И когда Гребенщиков снова зашел в наш музей, мы предложили ему сделать выставку здесь.
БГ согласился сразу. К какому стилю отнести его живопись, искусствоведы еще продолжают спорить. У Дмитрия Солодкого есть личное мнение на этот счет:
— Прежде всего он романтик. Готов отстаивать это и доказывать своими кураторскими экскурсиями.
Чуть позже, в марте, из Испании в музей прибудут графические работы и скульптуры Сальвадора Дали. И это будет далеко не последний сюрприз юбилейного года.
Картина Фердинанда Рущица «У костела» из коллекции музея.
МаршрутыНовое здание НХМ по улице Карла Маркса, 24, которое откроется в этом году — еще один шаг к созданию музейного квартала, о нем здесь давно мечтают. Именно сюда переместится арт–кафе, где появится возможность предлагать гостям музея не только кофе с пирожными, а и белорусскую кухню. На других этажах уже бывшего студенческого общежития обустроят современные залы с климат–контролем для временных выставок, ради которых больше не придется жертвовать картинами из постоянной экспозиции. Именно здесь планируют проводить «ночи музеев», на новом уровне принимать выставки из «Третьяковки» и других знаменитых музеев.
Коллекция русского искусства переедет на первый этаж главного музейного здания. А всю пристройку к нему со временем планируется отдать работам современных белорусских художников. Следующим шагом должно стать создание реставрационного центра — реставраторам НХМ давно тесно по их нынешнему адресу. Кстати, в марте к ним приедут коллеги из всех соседних стран, хотя изначально конференция «Реставрация движимых историко–культурных ценностей: современное состояние и перспективы развития» задумывалась республиканской. Но по факту станет международной.
Легенды
К одной из прошлых майских «музейных ночей» Владимир Прокопцов написал автопортрет с отсылкой к, пожалуй, самой мистической картине из собрания НХМ, — двойному портрету жен Януша Радзивилла. А на заднем плане изобразил девушку–летучую мышь, легенду о которой придумал сам. Несмотря на причудливую историю создания полотна из коллекции Радзивиллов, никаких старинных привидений здесь никто не встречал. А вот подтверждение истории Владимира Ивановича его сотрудники получают постоянно. О летучей мыши, хранительнице музейных сокровищ, по ночам превращающейся в девушку.
Под крышей НХМ действительно много лет живет летучая мышь, залетающая по ночам в галерею, дежурные милиционеры встречали ее не раз. Но к бесценным полотнам ночная гостья относится крайне бережно. Сотрудники музея ей даже имя придумали. Муза.
Рекорды
Собственно, каждый экспонат здесь по–своему уникален. Но есть самое–самое. Скажем, вырезанная из кости пешка XII века. Детально проработанная фигурка воина размером всего в полтора сантиметра, найденная при раскопках у стен Волковысского замка — самый миниатюрный из музейных артефактов. А самый грандиозный — это, конечно же, «Гобелен века» Александра Кищенко. Размером примерно со стену 5–этажного дома (18 на 14 метров). Хранится это масштабное произведение искусства на Борисовском комбинате декоративно–прикладного искусства имени Кищенко — в хранилищах НХМ для такого нет места. Выставить его в постоянной экспозиции музея — давняя мечта Владимира Прокопцова («Уверен, ажиотаж был бы не меньший, чем вокруг «Моны Лизы» в Лувре!»). Трудно не согласиться: гобелен уникален не только размерами, но еще и амбициозным замыслом автора изобразить всех выдающихся персон прошлого столетия. Да и технически уже никто такое не повторит — старинные приемы утрачиваются. Но показать в юбилейный год шпалеру, занесенную в Книгу рекордов Гиннесса как самый большой гобелен в мире, для музея — дело чести. Демонстрироваться он будет пока на чужой территории.
Раритеты
Недавно НХМ стал обладателем картины Михаила Кикоина, живописи которого до сих пор не было ни в одном из наших музейных собраний. Работа знаменитого уроженца Гомеля — дар посольства Беларуси в Швейцарской Конфедерации. Как обещают в посольстве, скоро в коллекции музея появятся два холста еще одного художника Парижской школы родом из Беларуси, Пинхуса Кременя. Его имя в белорусских музейных справочниках также пока нигде не фигурирует.
Готовятся здесь принять и полноценную выставку Фердинанда Рущица, не менее известного художника из Беларуси. У нас хранится его единственная картина. Она в коллекции НХМ. На днях музей предложил отпраздновать 150–летие Рущица на уровне ЮНЕСКО. Польша, Литва и Россия уже поддержали эту инициативу.
cultura@sb.by