Что это был за вечер! Большой театр принимал на своей сцене артистов Мариинского и Михайловского театров. Каждый номер гала‑концерта — как эталон жанра, будь то фрагмент из бородатой классики с двойными турами, кабриолями и падебасками, или современный танец с его вечным экзистенциальным поиском. Во всех жанрах петербуржцы были хороши, техничны и драматичны одновременно. У зрителей осталась приятная иллюзия, что они побывали на лучшем балетном представлении года.
Об этом накануне концерта говорила и генеральный директор Большого театра Беларуси Екатерина Дулова:
— Я бы начала с того, что петербургская хореографическая школа — это основа белорусской хореографической школы. Достаточно вспомнить, что наш народный артист Валентин Елизарьев оканчивал Ленинградскую консерваторию. Я тоже ее оканчивала. Сегодня контакты нашего театра с Санкт-Петербургом очень активно развиваются. Результаты наших переговоров пока точечные, как сегодняшний визит звезд Мариинки и Михайловского театра. Но перспективные отношения, предположим большие гастроли, мы планируем. Важной составляющей сегодняшнего гала-концерта назвала бы общение танцовщиков России и Беларуси.
Екатерина Дулова
Мы видим друг друга, жизнь движется вперед, наполняет нас мыслями и идеями, мы думаем о том, как развиваться дальше, сохраняя при этом классические традиции. А наши страны являются гарантами жизнестойкости этих традиций.
Еще одним безусловным представителем петербургской хореографической школы следует назвать нового главного балетмейстера Большого театра Беларуси — Игоря Колба, в прошлом — премьера Мариинского театра и преподавателя Санкт-Петербургской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Уж как он был рад общению в этот вечер со вчерашними своими коллегами, Игорь Павлович не мог передать словами:
— Мне приятно видеть артистов Мариинки сегодня здесь, в Минске, для меня это вдох.
Игорь Колб
Вдох настолько глубокий, что Игорь Колб даже решился выйти на сцену и продемонстрировать танцевальный номер «С чистого листа» современного хореографа Александра Челидзе. И сам танец, и его название, признается танцовщик и балетмейстер Игорь Колб, для него глубоко символичны:
— В жизни любого творческого человека наступает момент, когда приходится начинать путь с чистого листа.
Вы бы слышали благоговейную тишину в зале, когда на сцене танцевал сам балетмейстер. Ну как — танцевал? Творил, скорее. Переплетал мысль и тело, энергию и эмоцию, время и пространство. И как любой честолюбивый мастер, наверняка размышлял о том, каким же станет новое лицо белорусского балета под его руководством.
Программа гала-концерта идеально сочетала в себе классику и современность, музейные раритеты и отчаянные эксперименты. И что самое приятное, на фоне питерских первачей не потерялись и белорусские солисты. Так, заслуженная артистка Беларуси Людмила Хитрова танцевала фрагмент из «Корсара» в паре с восходящей звездой нашего театра. Его зовут Дмитрий Уксусников. И запомните это имя.
Во время Дней Санкт-Петербурга в Минске гости из Северной столицы РФ в общении со своими белорусскими коллегами неоднократно подчеркивали: сохранение и развитие общего культурного пространства — одна из важнейших задач интеграции России и Беларуси в рамках Союзного государства.
ВАЖНЫЙ КОНТЕКСТ
С приветственным словом к гостям гала-концерта обратился губернатор Александр Беглов:
— Петербургский балет знаменит на весь мир, в наших театрах стремятся работать лучшие хореографы планеты. Сегодня и жители Минска получили возможность оценить мастерство наших звездных артистов. Беларусь — наш надежный партнер и дружественный сосед. Уверен, что продолжение культурных обменов будет способствовать дальнейшему укреплению наших отношений.
* * *
Беларусь и Россия ценят свое культурное наследие. На территории Беларуси в число памятников мирового культурного наследия ЮНЕСКО включены Мирский замок и Несвижский дворцово-парковый комплекс, среди мировых памятников природного значения — Беловежская пуща и геодезическая дуга Струве.
viki@sb.by