Светлана Ткаченко, ведущий художник-модельер (слева) и Елена Ефанкова, начальник художественной мастерской ОАО «Купалинка».
Искушение нарядами
Интернет открывает безграничные возможности для общения. Приятельницы из Ростова и Татарстана наперебой нахваливают мне одежду белорусского производства, выпущенную на фабриках «Калінка» и «Купалинка». Дескать, качество отличное, лекала изготовлены так, что платья будто не в магазине куплены, а на них сшиты, да и цены вполне доступные.
По словам Елены Ефанковой, начальника художественной мастерской ОАО «Купалинка», продукция предприятия, которое специализируется на производстве бельевого и верхнего трикотажа для детей и взрослых, действительно пользуется большой популярностью в России, а сейчас борется и за сердца модниц из Казахстана.
Весенне-летняя коллекция, которая включает в себя как домашнюю одежду, халаты, пижамы и ночные сорочки, так и повседневные наряды, конечно же, уже готова и отправляется сейчас в серийное производство.
— Работа над новой коллекцией начинается примерно за полгода до ее выпуска, — посвящает в творческие секреты Елена Ефанкова. — Это минимальное время, чтобы разработать модели, заказать и получить полотна для них, изготовить демонстрационные образцы. Художники-модельеры черпают вдохновение для новых коллекций в поездках, на семинарах, которые обязательно сопровождают модные выставки. Не закрыты для них и западноевропейские модные тенденции, с ними можно ознакомиться в ходе онлайн-презентаций.
Предприятие заказывает ткани в Турции, Узбекистане, а также покупает у наших производителей.
Коллекция, которую мы видим, уже побывала в Москве на международной выставке Lingerie Show-Forum и вернулась оттуда с множеством предварительных заказов из самых разных регионов. К слову, дизайнеры отмечают, что жители южных областей России предпочитают в нарядах яркие краски, а вот северных, например, Санкт-Петербурга — сдержанные, пастельные тона.
Знакомство с демонстрационными моделями — одновременно восторг и печаль. Хочется всего и побольше: бежевые брючки из жатого хлопка, который называется слаб, а к ним футболку с принтом и без, легкое муслиновое платье в зеленовато-кофейных тонах, а еще блузку с длинным рукавом из ткани, которая по фактуре напоминает текстиль, оставаясь при этом хлопком. Но купить вещи нельзя, пока модели не поступили в серийное производство. Впрочем, ждать осталось недолго: ежемесячно в работу идет от 70 до 90 новых моделей.
Ольга Окостко, заместитель директора ОАО «Купалинка» по коммерческим вопросам, акцентирует, что спрос на продукцию компании повышается, а вслед за ним наращиваются объемы производства:
— За 2022 год объемы производства выросли на четверть по отношению к 2021-му, в первом квартале текущего года рост продолжается. Экспорт за 2022-й увеличился по сравнению с предыдущим на 46 процентов, а по первому кварталу текущего года ожидаем его увеличения в 2,5 раза. Подавляющее большинство продукции уходит в Россию, сейчас осваиваем еще и Казахстан. Ежемесячно на предприятии отшивается в среднем 130 тысяч единиц товара различной сложности.
Лен, муслин, шитье
Новую весенне-летнюю коллекцию подготовила и швейная фабрика «Калінка». Ее дизайнеры трудятся не покладая рук.— Рассчитываем, что хитом сезона станут льняные костюмы в разном исполнении: жакеты и жилеты с брюками, шортами, юбками, — рассказывает Наталья Гуринович, заместитель начальника отдела маркетинга и торговли. — Пользуются популярностью и льняные платья, сарафаны. Для женщин размера плюс сайз предусмотрен лен с хлопком. Стараемся, чтобы все модели были интересными. Мы нацелены на то, чтобы в наши вещи могла одеться дама любого роста, возраста и комплекции. В коллекции представлены разнообразные платья из достаточно плотного шифона, костюмы из вискозы, много изделий из хлопка. Особое внимание — ярким блузкам, рубашкам с коротким и длинным рукавом, однотонным и пестрым, из натуральных тканей. Новинка сезона — платья и блузы из белого хлопкового шитья.
Фирменные магазины предприятий «Беллегпрома» радуют покупателей широким ассортиментом изделий.
— В 2022-м открылись еще два фирменных магазина, теперь их стало 28. Кроме того, начал работу интернет-магазин, активно идут продажи, — сообщает Марта Голодок, заместитель директора по экономическим вопросам. — Сейчас произошло некоторое перераспределение выручки, которая, к слову, выросла на 8,5 процента: если раньше доли фирменной торговли, продаж в различных торговых организациях страны и экспорта были примерно одинаковыми, то теперь доля экспорта в выручке достигла 40 процентов и стала перевешивать. Отгрузки на зарубежные рынки составляют 60 процентов от объема производства, что на 7 процентов больше, чем в прошлом году, и продолжают расти. Как правило, одежда, произведенная на «Калінке», отправляется в Россию к постоянным клиентам. Чтобы выполнить все предварительные заказы коллекции весна-лето, отшивать их начали еще в конце 2022-го.
Ткани уникальной конструкции
Непрерывная модернизация, приобретение высокопроизводительного оборудования — вот главный секрет успеха ОАО «Моготекс», изготовителя инновационных тканей.
Большое внимание в отрасли уделяется выпуску востребованного на рынке готового товара с высокой добавленной стоимостью.
Отличительной особенностью тканей для форменной одежды силовых и специальных ведомств является спецконструкция ткани со встроенной армированной нитью. Применяется она для увеличения прочности и износостойкости изделия без заметного увеличения веса и рельефности.
В 2023 году продолжается проект по производству тканей для верхней зимней и демисезонной одежды нового поколения. Это ткани синтетические курточные, многофункциональные и легкие.
Современная одежда для активного отдыха, занятий спортом уже немыслима без тканей с мембранными материалами, которые позволяют обеспечить высокую водонепроницаемость, комфортную «дышимость», надежную защиту от ветра, снега, дождя. Для одежды soft shell задействуются текстильные материалы, обеспечивающие комфорт в одежде практически в любых условиях, заменив собой два-три слоя традиционной одежды.
Большинство современных костюмных тканей обладают стрейч-эффектом и содержат эластан, благодаря этому ткань приобретает упругость, становится пластичной, несминаемой.
Наряду с тканями для форменного обмундирования, специальной одежды в компании не забывают и об атмосфере уюта в быту, который создают ткани для интерьера. Одна из инновационных новинок — это ткань блэкаут.
КОМПЕТЕНТНО
Татьяна ЛУГИНА, председатель концерна «Беллегпром»:
— Легкая промышленность демонстрирует положительную динамику работы по всем показателям — и объемным, и качественным, и в части экспорта, и снижения запасов.
Экспорт всегда был приоритетной задачей для предприятий концерна «Беллегпром». До 75 процентов выпускаемой продукции поставляется в 50 стран мира. Темп роста экспорта в прошлом году — 112,9 процента к уровню 2021-го.По-прежнему основной рынок сбыта — Россия. На нем белорусские компании присутствуют давно и пользуются заслуженной любовью у покупателей. В 2022 году экспорт предприятий «Беллегпрома» в Российскую Федерацию вырос на треть. Значительно увеличен объем поставок продукции на рынки Азии — темп роста составил 137 процентов. Расширено присутствие в Казахстане, Азербайджане, Армении. Вышли на рынки Таджикистана, Гонконга и Сингапура. К слову, из Таджикистана предприятия «Беллегпрома» ежегодно будут получать 6,5 тысячи тонн хлопкового волокна и пряжи. В разы возрос экспорт в Индию, увеличились поставки в Китай в четыре раза — за счет кожевенных товаров. Интересуют наши кожевенные товары, а также готовые изделия из кожи и Узбекистан.
Активизируется работа со странами Африки. В частности, первые поставки хлопкового волокна из Зимбабве «Беллегпром» ждет в июне — июле 2023-го. В то же время изучается возможность пошива формы для зимбабвийских школьников из отечественной поливискозы и камвольных тканей.
Концерн намерен и дальше динамично вести деятельность по закреплению на существующих рынках сбыта и выходу на новые. Основные усилия будут направлены на активное позиционирование белорусских брендов как на внутреннем рынке, так и на экспортных. Для этого следует усилить работу по всем каналам продаж — фирменную торговлю, взаимодействие с маркетплейсами, Белорусской универсальной товарной биржей.
Кроме того, продолжим развивать технологическую базу с акцентом на точечную модернизацию. Следует действовать на перспективу в части автоматизации производств и научной деятельности совместно с отраслевым Центром научных исследований. Ставка делается на оборудование и производственные линии для выпуска востребованного на рынке готового товара с высокой добавленной стоимостью.
nevmer@sb.by