Современные татуировки — признак деградации и регресса человечества

Кожу забили символами

Татуировка — знак отличия, признак болезни или дань моде?

К концу XX — началу XXI века нательная роспись стала элементом массовой культуры. В итоге сейчас найти «неразукрашенного» молодого человека в некоторых странах так же сложно, как встретить карликового муравьеда на Пятой авеню в Нью‑Йорке. Почему так происходит?

Крайне прибыльный бизнес

По данным опроса американского исследовательского центра Пью, почти у трети взрослых американцев есть хотя бы одна татуировка. И тату‑бизнес во всем мире процветает как никогда прежде.

Исследовательская компания Fortune Business Insights прогнозирует, что к 2032 году мировой рынок татуировок, который в настоящее время приносит около 2,2 миллиарда долларов, вырастет до более чем 4 миллиардов долларов. Только в Соединенных Штатах сегодня насчитывается свыше 20 000 тату‑салонов.
При этом бизнес по удалению татуировок тоже процветает и, по оценкам экспертов, к 2027 году достигнет оборота почти 800 миллионов долларов. И это свидетельствует о том, что расписывают тело в современном обществе в первую очередь потому, что это модно. А потом люди взрослеют, меняются их взгляды — и от татуировок начинают избавляться. 

В последнее время все чаще.

Однако до заката моды на тату еще очень далеко. И явление все чаще обсуждают в контексте психологических и даже психиатрических проблем у тех, кто чрезмерно увлекается украшением собственного тела.

ПСИХОЛОГИ УСЛОВНО ГРУППИРУЮТ ВИДЫ ТАТУИРОВОК СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:

♦ психологические (защитно‑компенсаторные, мотивационные);

♦ декоративные;

♦ идейные (опознавательные, политические/религиозные, татуировки принадлежности);

♦ профессиональные.

Такая разбивка весьма условна, потому что иногда очень сложно четко отделить группы друг от друга. Да и мотивы нанесения украшательств бывают зачастую слишком неочевидны даже для их носителя.

Признак недовольства собой

А вот психиатры однозначно относят чрезмерное желание расписать свое тело к признаку болезни. Особенно если рисунки расположены не только на теле, но и на лице.

Татуировка всегда была способом коммуникации человека с внешним миром. И то, что конкретный человек сейчас использует столь неординарный способ заявить о себе, означает, что другие способы ему кажутся уже недостаточными. Во многих странах мира чрезмерное количество рисунков на теле является причиной для более углубленного изучения состояния психики человека и даже запретом для работы в определенных сферах.
По данным медиков, у лиц, постоянно делающих татуировки, в 78 процентах случаев диагностируется пограничное расстройство личности. И «картинка» здесь всего лишь симптом неблагополучия, а не его причина. Сделав татуировку, человек не становится ближе к душевному распаду, он наносит ее, потому что распад вот‑вот наступит.

Психопатологический мотив нанесения татуировок всегда подпитывается недовольством и нелюбовью к себе. Желанием улучшить себя и заявить миру: я вот такой (красивый, агрессивный, модный, богатый, прогрессивный). Но забитое татуировками тело кричит только о постоянном недовольстве собой.

И рисунок, который выбирает человек, тоже многое говорит о его состоянии. Принцип психического детерминизма, разработанный еще Фрейдом, прекрасно применим и в этой области. В психике ничего не бывает случайным. Любые ассоциации, ложащиеся в основу изображения, тем более не случайны — это проекция внутреннего мира. Чем более осознанно человек подходит к выбору татуировки, тем сильнее она отражает его внутренний мир.
Но есть и обратная ситуация, когда бессмысленное «наколите мне понравившиеся китайские иероглифы» приводит к украшению тела инструкцией по стирке постельного белья. И это тоже психопатология: внутренний мир человека настолько пуст, что он даже не задумывается над смыслом, его интересует только картинка.
В XXI веке ученые, психологи, психиатры вновь разрабатывают принципы чтения тату, анализируют их объем, содержание, расположение на теле. И делают выводы о том, какие нарушения на ментальном уровне могут быть причиной их нанесения. Раньше точно так же составлялись каталоги криминальных татуировок, но с ними, как говорят специалисты, все‑таки было значительно проще.

Говорящее исследование

Израильский врач‑психиатр Александр Борохов провел исследование, в котором проследил взаимосвязь между диагнозом, наличием и «содержанием» татуировок у пациентов.
В течение 23 лет 412 пациентов, имеющих 1576 татуировок и установленные психиатрические диагнозы, подвергались всестороннему изучению. Контрольной группой для исследования стали 78 психически здоровых молодых людей, имевших 134 татуировки. Для их оценки использовались три параметра: изобразительная характеристика, групповая принадлежность, смысловая нагрузка.
Исследователи пришли к выводу, что среди лиц с расстройствами поведенческого и личностного спектра тематика и количество изображений варьируются в зависимости от типа личности.

Среди пациентов с антисоциальным расстройством татуировки носили множественный характер (5 — 8 на человека), их можно было разделить на три типа: агрессивно‑угрожающие (оружие, хищные звери, сцены насилия), статусно‑идентификационные (криминальные кресты, звезды, перстни), демонстративно‑протестные (символы свободы: чайка, парусник, бегущий олень).

Было также выявлено, что пациенты, имеющие агрессивно‑угрожающие и демонстративно‑протестные нательные элементы, чаще склонны и к физической агрессии или демонстративным нарушениям общепринятых норм поведения.

Среди пациентов с эмоционально неустойчивым расстройством личности среднее число татуировок меньше, чем в первой группе (2 — 4 на человека). Ведущими были изображения демонстративно‑протестного и агрессивно‑угрожающего характера.
Пациенты с истерическим расстройством личности тоже были склонны к нанесению картинок демонстративно‑протестного и агрессивно‑угрожающего характера. Но у них имелись также украшающие и памятные изображения. Этим, как отмечают исследователи, проявляются склонности к драматизации и преувеличенной экспрессии эмоций, характерные для истероидов.
В группе людей с подтвержденной шизофренией, шизотипическими и бредовыми расстройствами сюжеты татуировок в некоторых случаях служили визуальным отражением бредовых переживаний носителя. А объяснение их смысла было псевдо‑философско‑мистическим и понятным лишь самому носителю.

Авторы исследования обращают внимание, что любая татуировка является вспомогательным признаком, которого недостаточно для постановки психиатрического диагноза без углубленного обследования человека.

К сожалению, деградируем?

Однако не исчезли и татуировки, связанные с криминалом. Они претерпели трансформацию, приобрели художественные признаки, но остались своего рода опознавательным знаком для посвященных.

Так, например, наркоманы и торговцы дурью украшают себя рисунками, изображающими цветок или коробочку мака, шприцы (для интересующихся опиатами), а продавцы гашиша нередко делают наколки с изображением полумесяца в сочетании с тремя звездами — раньше таким «фирменным знаком» помечался гашиш из Пакистана. Иногда накалываются цифры. Например, 5 подразумевает экстази, 8 — героин, 12 — марихуана. Цифра обозначает порядковый номер в английском алфавите первой буквы в названии наркотика.
Цифрами любят помечать себя и неонацисты, скинхеды, ультранационалисты, которых с каждым годом в мире становится все больше. Наличие рядом с нашей страной Украины, в которой нацизм уже не один год переживает свой ренессанс, дает свои ядовитые плоды. И уже в Беларуси правоохранительные органы выявляют группы молодых людей, которые не только «ушиблены» нацистской идеологией, но и готовы действовать в духе своих убеждений.
В составе таких групп, как правило, старшеклассники и вчерашние выпускники школ, которыми управляют из‑за границы. С нынешней доступностью интернета связь с кураторами обеспечивается круглосуточно. Часто лояльность кандидатов на вступление в такие группы проверяют нанесением на их тела идеологических татуировок — свастик, рун, знамен, шевронов. И цифр, которые, в отличие от остальной символики, понятны не всем, только посвященным и специалистам из правоохранительных органов.

Идеологическая атака на нашу страну и ее молодежь идет постоянно. Важно зацепить и замазать человека, а дальше уже можно подбивать его на вербовку друзей и совершение реальных диверсий и терактов. Все это под идеологическим соусом превосходства белой расы, изменения политического строя, физического уничтожения тех, кого назначают врагами умные дяди из украинского ЦИПсО.

В этой ситуации многое зависит от родителей и окружения, в котором находится молодой человек. Появление тематических татуировок должно стать сигналом для обращения в правоохранительные органы. Пока не стало поздно и ваш близкий не совершил непоправимое, за что закон накажет очень серьезно.

Вообще же желание сделать любую татуировку лучше обсуждать с психологом, который объяснит подоплеку его появления. Она порой неочевидна даже для взрослых, желающих нанести на свое тело рисунок, который останется надолго. Что уж говорить о молодежи.
Ученые утверждают, что татуировки, очень давно появившиеся на телах первобытных людей, свидетельствовали о прогрессе и развитии человеческого общества того времени. Стремление к трансформации собственного тела, которое сейчас захватило мир, те же ученые называют признаком регресса и деградации современного человека. Ведь татуировка, какой бы красивой она ни была, лишь примитивная попытка прикрыть отсутствие более интеллектуальной возможности привлечь к себе внимание. В большинстве случаев это, к сожалению, именно так.
ИЗ ГЛУБОКОЙ ДРЕВНОСТИ

♦ Большинство историков склоняются к тому, что искусство татуировки появилось в Полинезии. Даже само слово произошло от полинезийского tatau («рисунок»). Одно из первых упоминаний о татуировках встречается в фольклоре фиджийцев (1600 г. до н. э.), а уже в Древнем Китае (I в. до н. э.) сотням тысяч государственных рабов наносили зеленую татуировку вокруг глаз.

♦ Сегодня исследователи явления утверждают, что нательная роспись, а затем и татуировка — это результат определенного, в том числе и культурного, прогресса общества, в котором первобытный человек становился субъектом художественно‑изобразительного творчества.

♦ Из европейцев первыми с нательной живописью познакомились моряки: за небольшую плату туземцы охотно расписывали их с головы до ног. А в Европе индустрию тату первыми в XVIII веке освоили предприимчивые парижане.

♦ В свое время татуировка была в моде и у представителей высшего света России. Наколка была у Петра I, как у истинного моряка. А у последнего русского царя Николая II на спине был выколот роскошный дракон.

КРИМИНАЛЬНЫЙ ДОКУМЕНТ

Особым видом нательной живописи являются татуировки преступного мира. Их предшественниками стали клейма, выжигаемые палачами на теле преступников. Клеймение в России применялось с XIV века с целью отметить человека, который представлял опасность для окружающих.

В начале XVIII века преступников стали метить не каленым железом, а специальными пластинами с иглами: палач прикладывал их к тому месту, на которое надо было нанести клеймо, и ударял по ним кулаком или каким‑нибудь тяжелым предметом. В получившиеся ранки втирали черный порох — его крупинки, попадая под кожу, оставались там навсегда, придавая клейму коричневый цвет. С начала XIX века в качестве красителя стали использовать смесь охры и чернил.

Со временем уголовники стали сами делать татуировки, превратив их в фирменный знак принадлежности к преступному сообществу. В конце XIX века специфические тюремные наколки уже имели широкое распространение среди каторжников в Российской империи.

Татуировки стали для преступников документом, который невозможно было украсть или потерять. По татуировке можно было узнать криминальное прошлое ее обладателя, число судимостей, отбытый срок, склонности, характер, ранг в уголовной иерархии. Роспись по телу была популярна и у японской якудзы и китайских триад.

Склонность к украшению себя татуировками в других странах развивалась, конечно, с некоторыми местными особенностями. Но и там наличие татуировок до определенного момента указывало на принадлежность носителя к какой‑то группировке или профессии.

ЖИВОЕ ПОЛОТНО

Бывшая военнослужащая ВС США 36‑летняя Эсперансе Люминеска Фуэрсина в конце августа признана самой татуированной представительницей женского пола в истории. Кроме того, она также стала женщиной, которая перенесла наибольшее количество пластических процедур и операций.

Фуэрсина покрыла татуировками 99,98 процента поверхности своего тела, включая язык, десны, гениталии и белки глаз. Она также внесла 89 корректировок в свою внешность — начиная от раздвоенного языка до вживления под кожу 15 имплантов.

По мнению Фуэрсины, ее тело представляет собой живое полотно, посвященное сюжету «превращения тьмы в красоту»…


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter