Источник: Знамя юности
Знамя юности

Билетов давно нет. В театре кукол представили спектакль про страшилки из детства

Кошмар на улице сказок

Однажды на черной-черной улице, в черном-черном доме, на черной-черной лестнице… Все самое интересное в детстве начинается именно с этих слов! Так, вероятно, подумал главный режиссер Белорусского государственного театра кукол Евгений Корняг и представил спектакль, ставший не только значительным репертуарным приобретением, но и изобретательной операцией по взаимопроникновению жанров. 

Это нужно видеть!

В его новой постановке с возрастным маркером 18+ и красноречивым названием «На черной-черной улице» переплелись любимые детские страшилки и произведения Ганса Христиана Андерсена. Сохранив в целос­ти сказочные сюжеты, режиссер одновременно сделал их совершенно другими: и вечными, и современными, и не по-сказочному горькими. Спектакль смотрится на одно­м дыхании, поскольку переполнен неожиданностями и открытиями самого разного масштаба. Здесь даже не скажешь, что более поразительно: технологические визуальные трюки и эффекты, актерская игра или вполне себе кинематографическая классика ужасов, мирно сосуществующая с мифологическим нарративом. Но не ждите спойлеров, это нужно видеть! 

50 оттенков страшного

Евгений Корняг – режиссер спектаклей, которые любят. Каждая его постановка игривая и остроумная, необычная как по жанру, так и по взаимодействию со зрителями. Поэтому неудивительно, что билетов «на Корняга» обычно не достать, особенно если речь идет о премьере. Так случилось и со спектаклем «На черной-черной улице». В день начала продажи билетов первый зритель пришел к театральной кассе уже в семь утра. Со своим стульчиком, что примечательно. Все квитки на показы до самого конца сезона (!) разлетелись в этот же день, поэтому призывать вас штурмовать кассы и сайты билетных операторов мы не будем: бессмысленно. Но если вы уже счастливый обладатель «проходки», расскажем, чего ждать от почти трехчасовой страшной сказки, умело, деликатно и со смыслом сочетающей в себе фантастическое повествование с костюмированным баловством. 

Итак, еще в 2015 году Евгений Корняг впечатлил всех черной комедией «Интервью с ведьмами» – спектаклем по мотивам сказок братьев Гримм, куда мастерски вплел рассказ Мориса Метерлинка «Избиение младенцев» и реальные истории узников Освенцима. Новый спектакль режиссера не продолжает, но развивает тему переосмысления знакомых с детства сюжетов. Вообще пересказ сказок на новый неуютный лад – жанр большой и благодатный. «Гадкий утенок», «Русалочка», «Девочка со спичками», «Дикие лебеди» и «История одной матери» – Евгений Корняг решил не выбирать из самых известных произведений Андерсена потенциальный театральный хит, а соединил все пять сюжетов в один. Все они отрабатывают вечные темы: добро и зло, жертвенность и эгоизм, любовь и предательство. Режиссеру хватило и безумства в хорошем смысле, и четкого посыла, чтобы получить на выходе спектакль, в котором сохранена и особая сказочность, и злободневная острота. Евгений Корняг жесток и лиричен, фантастическое в «черной-черной улице» слито, казалось бы, с реальным. Впрочем, главное – это все же терапевтическая миссия постановки, не скрывает режиссер:


– Через все эти мрачные истории мы предлагаем взрослым посмотреть на страхи ребенка. Вспомнить, чего мы боялись в детстве и как смогли победить это чувство. Но страшилки заставляют нас не только бояться, а еще и смеяться. В «На черной-черной улице» можно посмеяться над своими страхами: детскими и теперешними, чтобы они исчезли уже навсегда. 

Суеверия и смех 

За постановку взялся тот же коллектив, с которым режиссер сотрудничает уже много лет. Так, скажем, обилие роскошных костюмов, необычные декорации и сценография в целом – дело рук и фантазии лауреа­та Национальной театральной премии, лауреата Российской национальной театральной премии «Золотая маска» Татьяны Нерсисян. За чудесные превращения на сцене отвечает практически вся труппа. Инна Гончар, Екатерина Трофимук, Владислав Солодов и многие-многие другие – артисты, натренированные с лег­костью варьировать драму и фарс, абсурд и натурализм. Владислав Солодов (которого мы помним по недавней главной роли в комедии «Киношники» от киностудии «Беларусьфильм») признается, что в суеверия и мистику он не верит, поэтому играть роль самой Смерти по-актерски ему было вполне комфортно:

– Страшно не было! Сложно – немного, потому что весь спектакль я работаю на ходулях. Многие зрители и коллеги отмечают, что я хожу на них достаточно убедительно, хотя до первой репетиции ни разу в жизни на ходулях не стоял! Но у нас очень классные ребята-бутафоры. Смастерили все так, что я встал и сразу пошел. 


Что касается черного юмора, гротеска и черной сатир­ы, которых в спектакле в избытке, Владислав категори­чен:

– Я сам большой любитель черных комедий и шуток «на грани». Да и остальные ребята в труппе тоже не прочь посмеяться. Так что и на репетициях, и на сцене получаем от процесса настоящее удовольствие. Это стиль нашего режиссера Евгения Корняга, его имя и его постановки всегда привлекают внимание. На все спектакли полностью раскуплены билеты – это успех, и я рад быть его частью. 

Спектакль получился действительно грандиозный как по замыслу, так и по режиссерской реализации. Иррациональный мир андерсеновских сказок и любимых детских ужастиков пугает не слишком, а лишь слегка – так что приходите, не бойтесь. 

leonovich@sb.by

Фото Белорусского государственного театра кукол
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter