Многие болезни, в том числе и корь, медициной считаются побежденными. Но в конце февраля в небольшой Волковыск вернулась хворь, о которой с 1995 года у нас практически забыли. Взрослые и дети болеют, выздоравливают, но их места на больничных койках занимают другие. Почему корь выбрала именно этот город и что сегодня делается для того, чтобы она не вырвалась за его пределы? Корреспондент «Рэспублікі» отправилась на место событий.
После вспышки заболевания в Волковыске число желающих пройти вакцинацию от опасного заболевания выросло, причем, как говорят медики, даже не в разы, а на порядок.
Прививаться можно не всем
Уже в рейсовом автобусе по дороге в Волковыск выяснилось: горожане очень обеспокоены инцидентом. Салон гудел как растревоженный улей. Пассажиры почти всю дорогу выдвигали самые фантастические версии дальнейшего развития событий. Звучали предложения, начиная от обязательной поголовной вакцинации жителей до «полного закрытия» города. А что в действительности?
Первым делом отправляюсь в дополнительный прививочный пункт, открывшийся на здешней улице Школьной. Его недавно оборудовали на месте бывшего частного медицинского центра. Также жителей города и области вакцинируют в поликлиниках и на двух крупных предприятиях города.
Врач общей практики Анастасия Куцевич обычно ведет прием в амбулатории, но на время подъема заболеваемости корью была переведена на работу в дополнительный прививочный кабинет.
— Работаем мы с 5 марта, — вводит меня в курс дела молодой доктор. — Люди приходят постоянно. При себе они должны иметь направление. Мы с медсестрой проводим осмотр, измеряем температуру, проверяем состояние горла и дыхательных путей. Если нет никаких противопоказаний, делаем прививку. Предупреждаем, что может быть аллергия, на 4—5-й или 10—11-й день могут подняться температура и появиться незначительные высыпания.
Беседу нашу прерывают посетители. В кабинет заглядывает горожанка пенсионного возраста.
— С чем пожаловали?
— Хочу сделать прививку от кори, — поясняет женщина. — Боюсь заболеть. Хожу ведь везде: на рынок, по магазинам, в баню.
— Сколько вам лет?
— Скоро будет 60.
— Где работаете?
— На пенсии.
— Мне надо посоветоваться с руководством, но, вероятнее всего, в вашем возрасте вводить живую вакцину уже не стоит. Вряд ли вы заболеете. У вас уже есть иммунитет от кори.
В коридоре ждут еще две дамы бальзаковского возраста. В руках небольшие листочки. Направления работницам одного из ОАО выдали в медпункте предприятия. Значит, были в контакте. Доктор задает стандартные вопросы о хронических заболеваниях, о наличии аллергических реакций. Затем медсестра делает каждой небольшой укольчик в предплечье и просит посидеть 20 минут на кушетке.
— Почему вас направили на прививку? — задаю вопрос одной из женщин.
— Работаю оператором на предприятии, — отвечает Ирина Иванович. — Мне позвонили с работы и сказали, что прививки не делали уже давно, а по городу ходит эта зараза.
Впрочем, позже выяснилось, что на предприятии был заболевший и обе работницы попали в списки контактировавших.
История болезни
Но сколько таких насчитывается по всему городу? Заместитель главного врача по медицинской части Волковысской центральной районной больницы Елена Грицкевич готова поделиться цифрами, впрочем, делая оговорку, что они постоянно меняются:
— Первой заболела пятилетняя девочка. И так как первые признаки кори очень похожи на острое респираторное заболевание, то под наблюдением в итоге оказалось достаточно большое количество людей. На вторник 13 марта корь диагностировали и лабораторно подтвердили 20 жителям Волковыска. Среди них 8 детей и 12 взрослых. Все эти пациенты сейчас уже здоровы. Заболели те, у кого не было прививок либо же был незаконченный курс вакцинации. Однако у таких пациентов болезнь протекала в легкой или стертой форме. Также были единичные случаи, когда с момента прививки прошло более 20 лет. На сегодня в инфекционном отделении получают лечение трое взрослых и один ребенок. У всех состояние средней степени тяжести с положительной динамикой. В ближайшие 3—4 дня, думаю, их выпишем на домашний режим.
— Каковы первые симптомы болезни?
— Заболевание начинается с высокой температуры, першения в горле, потом к ним присоединяется светобоязнь. И где-то на 3—4-й день появляется сыпь. Сначала — на голове и за ушами. Потом переходит на туловище и нижние конечности. В такой же последовательности сыпь и исчезает. Кстати, никаких косметических дефектов от нее не остается.
— Какие меры принимаются сейчас в городе и районе?
— Разработан комплексный план санитарно-эпидемиологических мероприятий. Участковые терапевты ежедневно посещают очаги контактных лиц. В первую очередь они изучают их прививочный статус и отправляют на иммунизацию в первые 72 часа с момента контакта. Уже привито 1655 взрослых и 203 ребенка, среди которых есть контактные, а также те, чьи родители ранее отказывались от прививок.
— Получается, поняли свою ошибку?
— Можно и так сказать, — грустно улыбается Елена Збигневна. — Многие за последнее время пересмотрели ценность прививок.
— А как взрослому человеку понять, нужна ли ему прививка?
— Здоровье — в его руках. Если есть сомнения, то можно определить напряженность иммунитета к вирусу кори. Иммунитет сохраняется 20 лет. Ревакцинация — это личное дело.
— Хватает ли вакцин?
— Вакцина закупается централизованно Минздравом, а мы получаем ее через РУП «Фармация». Делаем заказ и забираем нужное количество. На данный момент с наличием вакцины проблем нет.
— Как лечите?
— Специального лекарства, действующего на вирус, нет. Поэтому проводится симптоматическая терапия. Заболевание протекает достаточно легко. Людей больше пугает тот факт, что заболели не один-два человека, а достаточно большое количество. Но пока мы даже не говорим о вспышке. Скорее, о подъеме заболевания.
Таков эпикриз
Выросшие в СССР прекрасно помнят: без прививочной карты невозможно было попасть ни в школу, ни в детский сад, ни на работу. Сейчас родители почему-то считают себя умнее медиков, начитавшись страшилок в интернете. Впрочем, корь действительно оказала благотворное влияние на такую логику — те, кто вчера напрочь отказывался делать своим детям прививки, чуть ли не первыми бегут защищать их от болезни.
Главный государственный санитарный врач Гродненской области — главный врач областного центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Николай Кендыш далек от спокойствия:
— На днях представительная делегация оценивала действия санитарной службы, правильность и последовательность действий в борьбе с распространением инфекции. Дело в том, что кори в нашей стране не было с 1995 года. Многие медработники уже забыли, как она выглядит, а молодые и не знают. Доказано, что вирус к нам завезен. Для него ведь не существует границ. Инкубационный период может длиться до 21 дня. Люди как ездили, так и будут ездить. Наша задача — привить тех, кто был в контакте с заболевшими. Но и тут иногда врачи сталкиваются с недопониманием. Некоторые по-прежнему отказываются делать прививки. А заставить человека мы не можем. На момент моего приезда в Волковыск насчитывалось 102 непривитых. Конечно, цифра эта постоянно меняется.
Без паники
Нагрузка на волковысских врачей сейчас колоссальная. Они ходят по домам, мониторят состояние тех, кто болеет простудными заболеваниями, выявляют контактных. Их труд базируется на доверии врача и пациента. Когда и те и другие смогут вздохнуть и выдохнуть свободно? Точной даты назвать не берется никто. Заместитель председателя Волковысского райисполкома Игорь Кашкевич работает в тесном контакте с медработниками:
— Как только от санитарной службы поступил первый звоночек о лабораторно подтвержденном случае кори, в райисполкоме прошло совещание и составлен протокол действий. Часть массовых мероприятий отменили, особенно с участием детей. Родительские собрания в школах также пока не собирают. Проводится информационно-разъяснительная работа в коллективах. В первую очередь с теми, кто по разным причинам отказывается вакцинироваться. Во вторник у нас побывала главный санитарный врач страны Наталья Жукова. Она дала положительную оценку проделанной работе. На данном этапе важно не скрывать от людей цифры о заболевших и контактных. Конечно же, все по-разному относятся к происходящему. Важно понимать, что сейчас в Волковыске проводятся комплексные и хорошо отработанные мероприятия, которые обязательно дадут положительный результат.
КОМПЕТЕНТНО
Инна КАРАБАН, заместитель начальника отдела гигиены, эпидемиологии и профилактики Минздрава:
— Согласно плановому календарю прививок вакцинация против кори проводится два раза. Первичная — в год и ревакцинация — в шесть лет. Если человек точно не знает, делали ли ему такую прививку, лучше сдать кровь на определение антител к вирусу. Большинству лиц, вакцинировавшихся в 1970-е годы, сегодня вакцина не нужна. Обычно у них достаточный титр антител. Считается, прививка действует на протяжении жизни. Но с учетом реалий по мере прожитых лет иммунный ответ может снижаться. Есть категория лиц, которая вообще не отвечает на прививки. Бывает, сразу иммунная система дает хороший ответ, а потом эффективность вакцины падает. Поэтому многое зависит от состояния иммунной системы.
Вакцинация контактных лиц проводится бесплатно. По желанию любой может сделать прививку за деньги. Привиться можно в поликлинике по месту жительства или в негосударственных центрах. Рекомендуем прививаться выезжающим в страны, эпидемически неблагоприятные по кори. В этом случае вакцинация бесплатная. Врачу надо сообщить заранее, чтобы вакцину передали из детских медучреждений, поскольку прививают, как правило, детей. Это может занять пару часов, максимум день. Сдать анализ крови на титр антител к кори можно в РНПЦ эпидемиологии и микробиологии (анализ стоит около 10 рублей) либо в частных медицинских лабораториях. Вакцинированный тоже может заболеть, но перенесет заболевание легко.
tanula.k@mail.ru
Фото автора.
Спецрепортаж из Волковыска: в городе от кори привились уже около 2000 жителей
Корь уж так случилось
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.