Олег Макаров, директор Белорусского института стратегических исследований, выступая на встрече Белорусско-российского экспертного трека, обозначил основные тренды будущего, которые должны учитываться при дальнейшем строительстве Союзного государства. По его словам, в будущем нас ждет конвергенция национальных социально-политических моделей. Также очевидный тренд – регионализация. По словам Макарова, можно ожидать создания мощных региональных комплексов. Кроме того, БИСИ связывает развитие Союзного государства с такой темой как кооперация:
– Полагаем, что в этом лежит ключевой смысл существования Союзного государства, – подчеркнул эксперт. Он также отметил, что в будущем возможно масштабировать проект Союзного государства для других стран в связи с его успешностью.
По словам Макарова, в условиях массированного информационного давления на Беларусь и Россию, одним из самых важных трендов представляется ценностно-смысловая платформа Союзного государства:
– Мы полагаем, что очень важным будет момент, связанный с ценностями и смыслами. Именно этот момент будет в нашем понимании очень сильно определять способность образований.
Директор Белорусского института стратегических исследований подчеркнул, что пандемия и ряд других кризисов последнего времени превратили общество в более эмоциональное, нежели рациональное:
– И эта эмоциональность с точки зрения смыслов является залогом того, сколько энергии захочет общество отдать в тот или иной проект. И захочет ли оно его сохранить.
Демография и образование – два важнейших тренда для России и Беларуси в ближайшем будущем. Олег Макаров обратил внимание на опасность «вымывания мозгов» и эмиграцию высококлассных специалистов. Это вопрос, которому необходимо уделить особое внимание.
– Мы также полагаем, что очень важно пристально смотреть на вопросы цифровизации именно как на альтернативный путь развития. Поскольку она может кардинально изменить любые отношения, – подчеркнул аналитик.
Он также призвал обратить внимание на концептуальное видение проекта Союзного государства: есть ли у образования идеальный прообраз, к которому стоит стремиться? И, если есть, являются ли существующие программы способом его достижения?