Первое рабочее совещание в этом году на уровне Президента также касалось этой темы. «Мы определили очень амбициозную цель: поставить контроль качества производимых товаров и услуг, качества жизни страны на более высокий уровень, — подчеркнул Александр Лукашенко. — Беларусь может гордиться своими качественными товарами, но, чтобы быть в тренде, чтобы конкурировать с лучшими мировыми образцами, надо немножко добавить, надо заслужить этот Знак качества».
Во всем мире компании чрезвычайно ответственно подходят к качеству своей продукции, достигая этим самым конкурентоспособности. Она определяет имидж предприятия и узнаваемость бренда.
Существуют всевозможные премии в этой области. Наиболее престижные — приз Деминга в Японии, национальная награда за качество Малкольма Болдриджа в США и Европейская награда за качество для компаний Европы.
В нашей стране с 1999 года учреждена премия Правительства Республики Беларусь за достижения в области качества. Среди ее лауреатов как новички, так и предприятия, неоднократно подтверждавшие звание, что говорит в том числе о стремлении завоевывать новые рынки. Это претенденты в будущем на присвоение Государственного знака качества.
В прошлом году в очередной раз подтвердило лауреатское звание ОАО «Слонимский мясокомбинат».
— Чтобы соответствовать требованиям соискателя премии, нужно стабильно быть передовым предприятием, обновлять материальную базу, регулярно проводить модернизации, проходить всевозможные аудиты для поставок продукции как на внутренний рынок, так и для отгрузки ее в другие страны, — объясняет критерии отбора лауреатов заместитель генерального директора по производству Елена Третьяк. — Мы постоянно проводим обучение персонала на знание и применение передовых технологий, методов работы, организации труда. Мотивируем персонал на обучение, карьерный рост. Наши работники в резерве кадров как на государственном уровне, так и на предприятии. С ними также проводится огромная работа. Вообще, для того чтобы быть обладателем престижных званий в области качества, нужно соответствовать широкому перечню критериев.
На предприятии активно обновляется ассортимент: в год выпускается в среднем до 200 новинок. А разноцветные пельмени «Лайк» и TikTok, презентованные на VII Международном форуме «Беларусь мясная», стали настоящим хитом. Технология их производства достаточно сложная, разработана специалистами комбината. Начинка из охлажденного мяса свинины с экологичными, натуральными специями. Рынок хорошо встретил колбасу «Бусидо» из говядины и птицы, разноцветную в разрезе. По старинным рецептам изготавливается сыровяленый окорок, технологический процесс занимает до шести месяцев.
Здесь понимают, что качество и безопасность продукции начинается на ферме, поэтому всячески поддерживают сельхозпроизводителей своей сырьевой зоны. Авансируют их по закупке техники, домиков для профилакториев молодняка и так далее.
Качество — это не столько о производстве, сколько о человеке, подтверждает Елена Третьяк:
— Это сильная командная работа. Когда каждый понимает, что он должен получить максимальный результат. У нас грамотный современный руководитель. Сергей Леонович Скиба хорошо видит стратегические направления и умеет анализировать ситуацию на рынке на несколько шагов вперед. Это нам помогает быть всегда в первых рядах отрасли.
Работники чувствуют заботу о себе со стороны администрации. На Слонимском мясокомбинате развита социальная инфраструктура: есть физкультурно‑оздоровительный комплекс, включающий спортивный зал, бассейн, фитнес‑зал. Для работников, их детей и пенсионеров посещение бесплатное. Проводится много мероприятий по сплочению, вовлечению в жизнь предприятия, когда люди не просто ждут заработную плату, а понимают, что каждый человек действительно необходим, незаменим.
Лунинецкий молочный завод также не раз отмечался премией Правительства за достижения в области качества. В перспективе имеет все шансы получить и госзнак. Модернизация на предприятии — процесс постоянный. Главная его торговая марка «Молочная капелька» стала брендом национального уровня. Завоевала популярность также инновационная линейка «Асаблiвае». Открытие линии розлива молока в стеклянную тару состоялось в 2021 году. Этому событию предшествовала длительная кропотливая исследовательская работа.
Лунинецкий молочный завод.
Базой для инновационного проекта стала собственная ферма — филиал «Лобчанское». Исследовано поголовье коров при помощи генетического анализа в аккредитованной лаборатории. Процесс разделения стада по генотипу длился больше года, была сформирована группа с генотипом А2А2. Каждая буренка, которая дает молоко без бета‑казеина А1, получила специальный сертификат пригодности. Из этого сырья (кроме молока) выпускают кефир, биойогурт без сахара, масло и термостатную сметану — принципиально новые продукты на белорусском рынке с уникальным белковым составом, которые могут подходить людям с особенными потребностями в питании. На «ПРОДЭКСПО‑2023» они покорили жюри. По итогам Международного дегустационного конкурса лучшим инновационным продуктом признано масло торговой марки «Асаблiвае» «А2», масло сладкосливочное несоленое с пажитником удостоено Гран‑при.
Теперь разрабатываются технические условия на производство сухих продуктов из молока А2, что позволит расширить внешний контур поставок.
Контроль качества на пищевых предприятиях в нашей стране — святая святых технологии. Процесс этот многоступенчатый. В том числе на Лунинецком молочном заводе, отметил инженер по качеству Дмитрий Середа. Аккредитованная лаборатория проводит физико‑химические, микробиологические и радиологические исследования, не просто обеспечивает правильность и точность испытаний сырья и продукции, но и постоянно совершенствует эти процессы. Например, разработаны и внедрены в производственный процесс новые виды контроля, в том числе методика по экспресс‑тестам на определение остаточного количества антибиотиков.
Быть постоянно в тренде на рынках разных стран, завоевывать покупательские сердца невозможно без качественной продукции. Завод ее экспортирует в Россию, Казахстан, Азербайджан, Армению, Узбекистан, Грузию, Китай, Египет, Бангладеш, Ливию.
klimovich@sb.by