Блок НАТО продолжает подготовку к самым крупным за последние четверть века военным учениям в Восточной Европе. На этом фоне переброска бронетанковой техники альянса фактически к белорусской границе вызвала большой резонанс в медиапространстве. На этой неделе военно‑политическую обстановку в регионе, возникающие риски, вызовы и меры по реагированию обсуждали на совещании у Президента. Никогда еще так демонстративно к нашим границам из‑за океана не перебрасывались войска. Что это: банальная провокация или тщательно продуманная стратегия? Какие действия оптимальны в такой ситуации и в чем наша сила?
Напряжение в международных отношениях, вызванное деградацией и фактическим распадом Ялтинско‑Потсдамской системы, давно перешло все мыслимые рамки. Затраты на вооружение с каждым годом бьют рекорды. В прошлом году всеми странами на эти цели было истрачено 1 триллион 822 миллиарда долларов. Кстати, треть этих средств приходится на долю именно США. А расходы всего блока НАТО составляют 70% мирового военного бюджета! Последний факт особенно тревожит, поскольку три члена НАТО (Польша, Литва и Латвия) являются нашими соседями.
Несмотря на то что переброску 30 американских танков и 25 бронемашин нельзя рассматривать в качестве реальной угрозы белорусской армии (наши Вооруженные Силы располагают 515 танками и 2.500 бронемашинами), вызывает вопросы именно демонстративность и беспрецедентность этого шага. На фоне начавшихся в последнее время активных контактов с Вашингтоном (вспомним августовско‑сентябрьские визиты в Беларусь советника президента США Болтона и замгоссекретаря Хейла) и заявлений о нормализации отношений вплоть до возвращения послов переброска к белорусским границам американской боевой техники выглядит, мягко говоря, странновато.
В последние годы Беларусь предлагает целый пакет миролюбивых инициатив: от выработки нового всеобъемлющего договора о европейской безопасности («Хельсинки‑2») до добровольно взятого на себя обязательства не размещать ракеты средней и меньшей дальности. В качестве «донора безопасности» наша страна выступает переговорной площадкой для урегулирования украинского и армяно‑азербайджанского конфликтов, постоянно подчеркивая, что не является угрозой для соседей.
Однако, похоже, наши западные партнеры и соседи расценивают поведение Беларуси под иным углом зрения, воспринимая конструктивные шаги по сохранению мира и деэскалации напряженности как проявление слабости и готовности к капитуляции. Как иначе объяснить, что по периметру нашей страны возникают все новые и новые угрозы? Польша готовится к масштабной модернизации своей армии стоимостью почти 50 миллиардов долларов, закупая у США истребители и зенитно‑ракетные комплексы и с маниакальным упорством пробивая идею о размещении у себя постоянной американской военной базы (так называемый «Форт Трамп»). Литва и Латвия уже разместили на своей территории различные объекты натовской инфраструктуры, обновили парк военной техники, а также поспешили довести свои военные расходы до 2% ВВП. В этом контексте появление на наших границах американских танков, визит делегации НАТО в Киев, а также публикацию доклада военных аналитиков из корпорации RAND, предлагающих Беларуси ни с того ни с сего выйти из ОДКБ и других союзов с Россией, можно воспринимать как продуманную провокацию, рассчитанную на то, что «где‑нибудь да полыхнет».
В такой ситуации наша страна занимает взвешенную позицию. Без суеты и спешки, без угроз и бряцания оружием на мелкие выпады Беларусь продолжает дипломатический курс на выстраивание «пояса добрососедства», опираясь при этом на членство в уже существующих оборонительных союзах. При этом не следует забывать о постоянном повышении боеготовности и модернизации собственных Вооруженных Сил. Ведь в мире уважают только сильных, тех, кто умеет за себя постоять.
Алексей Беляев, кандидат исторических наук, политолог.
В ЗЕРКАЛЕ МНЕНИЙ
Сергей Кизима, заведующий кафедрой международных отношений Института управленческих кадров Академии управления при Президенте:
— Никто не отрицает право НАТО проводить военные учения. На то они и военные блоки, чтобы держать солдат в тонусе, в готовности защищать интересы стран, входящих в них. Дело в частоте маневров и в их географии. В этом году запланировано более 100 учений. Кроме того, сами страны — члены альянса проведут 208 национальных и межнациональных учений. Не слишком ли много? На этом фоне шесть учений, которые в 2019 году проводят члены ОДКБ, смотрятся невинными играми в детской песочнице.
Из 17 крупнейших маневров НАТО большинство в 2019 году локализовано в Центральной и Восточной Европе. При этом восемь из них проводятся около белорусских границ, в странах Балтии и Польше. К чему эта концентрация сил НАТО у белорусских границ? Для чего американские войска начинают размещать на границе Беларуси в Литве за полгода до весенних учений 2020 года? Необходимо задавать вопросы всем, кто организует и проводит эти учения, в чем их смысл и на что нам хотят намекнуть. И делать свои выводы о том, кому нужен мир в Европе. Нам он точно нужен.
Александр Шпаковский, директор информационно‑просветительского учреждения «Актуальная концепция»:
— Появление американской бронетехники в Литве всего в 10 километрах от белорусской границы представляет не столько военную угрозу, сколько является неприятной милитаристской демонстрацией, которая объективно осложняет и без того непростую военно‑политическую обстановку в регионе. Особенно странно, что подобные действия осуществляются у границ нашей страны, чья приверженность миру доказана многократно: от добровольного отказа от ядерного оружия в начале 90‑х до нынешнего статуса миротворческой площадки по урегулированию конфликта в Украине. То есть пока Беларусь предпринимает все возможные усилия для стабилизации ситуации, возобновления диалога по вопросам безопасности в Европе между Россией и НАТО, некоторые государства постоянно нажимают на тревожную кнопку и размахивают оружием.
Такие провокации выглядят в еще большей степени удивительно, если учесть, что в войне будущего не будет победителей и побежденных. А появление дополнительной техники и военных контингентов на территории той же Литвы не только не гарантирует безопасность, а скорее наоборот — привлекает внимание к стране как к потенциальной мишени. Тезис Беларуси как раз и состоит в том, что общая безопасность может быть гарантирована не превращением региона в пороховой склад, а его демилитаризацией, в чем должны принимать участие все государства, вне зависимости от членства в военных блоках.
Минск не стремится к эскалации и бряцанию оружием, а желает сохранить свой статус международного дипломатического центра, моста между Востоком и Западом.