Запад забеспокоился
Выстроилась даже целая теория заговора. Ряд западных экспертов и СМИ посчитали, что конференция стала поводом для закулисных переговоров относительно украинского кризиса. Ведь не зря же в одном месте собрались люди, глубоко вовлеченные в процесс: Президент Беларуси Александр Лукашенко, министр иностранных дел России Сергей Лавров, вице‑премьер Сербии Александр Вулин, министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто и спецпредставитель правительства КНР по делам Евразии Ли Хуэй. Возможно, вырабатывалась какая‑то общая позиция? Не будем ни подтверждать, ни опровергать данные предположения: данных все равно никаких нет.Петер Сийярто вообще подвергается особым нападкам со стороны западников. Венгрия сейчас является государством — председателем Совета Европейского союза. И в этом статусе ведет себя очень активно, из‑за чего еэсовские бюрократы постоянно дают разъяснение, мол, та или иная инициатива венгерского правительства носит исключительно национальный, а не общесоюзный характер. Не случайно Александр Лукашенко, приветствуя Петера Сийярто, попросил передать привет «героическому человеку», имея в виду премьер‑министра Венгрии Виктора Орбана. Его независимая политика вызывает явное раздражение как в Вашингтоне, так и в Брюсселе. Показательно, что один из ведущих проамериканских пропагандистских ресурсов посвятил конференции большой материал с говорящим заголовком «В НАТО растет беспокойство насчет Венгрии. Глава ее МИД поехал в Минск». Петера Сийярто «обвиняют» даже в том, что он начал свое выступление на русском языке.
«Минск — это отличный выбор»
Весьма неприятной фигурой для американцев и чиновников из ЕС является также заместитель премьер‑министра Сербии Александр Вулин. В прошлом он последовательно занимал посты министра обороны, затем внутренних дел и главы Агентства безопасности и информирования своей страны. Вулин последовательно формировал систему обеспечения национальной безопасности, независимую от влияния НАТО. В итоге США ввели против него персональные санкции и вынудили уйти в отставку. Но президент Александр Вучич выдвинул на еще более высокую политическую позицию.Свою оценку конференции по евразийской безопасности Александр Вулин сформулировал предельно ясно: «Минск — это отличный выбор для такой встречи. Это свободная, суверенная, независимая страна, и при этом довольно компактная, что позволяет ей понимать другие такие же суверенные и независимые государства».Безусловно, основное внимание всех комментаторов привлечено к программной речи, с которой выступил Президент Республики Беларусь. В риторике западных экспертов и беглых пропагандистов сквозит очевидная досада. Их шаблонные установки о якобы «изоляции» Беларуси были разрушены широким международным представительством на минской конференции.
А скрупулезный анализ сложившейся на планете обстановки и конкретные предложения по деэскалации, сделанные Александром Лукашенко, свидетельствуют, что белорусский лидер находится в центре большого геополитического процесса, целью которого является создание нового миропорядка.Многие СМИ обратили внимание на ту инсайдерскую информацию, которой поделился Глава государства. Сведения о первых неделях начала СВО, о поведении украинских генералов стали предметом детального разбора. А многие пытаются разгадать, с какими политическими деятелями Запада поддерживает контакты Александр Лукашенко.
Путь к миру и многополярности
Но важнее всего, что программа пути к всеобъемлющему миру, изложенная нашим Президентом, встретила поддержку в России и Китае. Сергей Лавров и Ли Хуэй недвусмысленно высказались об этом уже в ходе самой конференции. В такой же тональности выступили в эти дни российские и китайские СМИ. Министр иностранных дел Беларуси Максим Рыженков более подробно представил видение Евразийской хартии многообразия и многополярности в ХХI веке, инициированной белорусской стороной. И этот подход также поддержан нашими союзниками и партнерами. В настоящий момент идея хартии находится в одном ряду с такими крупными политическими инициативами, как российские предложения по построению справедливой системы коллективной безопасности, китайский проект формирования сообщества единой судьбы и глобальный договор о развитии, предложенный Индией.Уже сейчас, спустя всего несколько дней, можно сказать, что минская конференция явилась значимым событием международной жизни. Более того, сформулированные на ней идеи находятся в авангарде современного политического процесса.Вадим ГИГИН, кандидат исторических наук.