Утром во вторник на территориях, контролируемых киевским режимом, произошел один из крупнейших в мировой истории сбоев систем связи. Первым волна коллапса накрыла самый большой в стране провайдер «Киевстар». Без связи и интернета остались миллионы абонентов по всей стране. Вслед за падением «Киевстара» начались проблемы у других операторов. Некоторые можно объяснить неготовностью инфраструктуры к наплыву пользователей из других сетей. А далее посыпались банки, объекты критической инфраструктуры и, на закуску, сайты министерств и ведомств.
Обожженные «Солнцепеком»
Побочным эффектом обрушения мобильных сетей стали серьезные проблемы системы предупреждения о воздушном нападении: местные СМИ сообщили о том, что как минимум в 76 населенных пунктах Киевской области гражданам перестали приходить оповещения.
По состоянию на четверг специалисты компаний продолжают попытки устранить последствия обрушения инфраструктуры, однако ответственные лица заявляют, что полное исправление, если оно и возможно, может занять недели, а то и месяцы. Экс‑глава «Киевстара» Петр Чернышев рассказал изданию «Страна», что «поражен самый глубокий софт, внутренние системы». Нынешний генеральный директор Александр Комаров заявил, что сроки восстановления системы неясны, и обвинил российских хакеров. Схожую версию рассматривает и СБУ, которая занялась расследованием произошедшего.
В среду хакерская группа «Солнцепек», которая неоднократно публиковала данные о чиновниках и военных режима Зеленского в своих соцсетях, взяла на себя ответственность за атаку на сети «Киевстара». Хакеры разместили в своем телеграм‑канале несколько подтверждающих скриншотов, а также отчитались об уничтожении 10 тысяч компьютеров и 4 тысяч серверов. Кроме того, из сообщения «Солнцепека» ясно, что обнаружить уязвимости системы якобы помогли неравнодушные сотрудники самой украинской компании.
Вроде бы дело раскрыто: украинские спецслужбы в кои‑то веки не соврали и коллапс связи действительно хакерских рук дело. Однако, как отмечают эксперты, в ситуации с крупнейшим украинским оператором связи есть несостыковки, открывающие пространство для рассмотрения альтернативных версий.
Внутренняя грызня
Одним из первых возражений против «хакерской» версии служит то, что «Киевстар» — огромная даже по европейским меркам компания. Главнейшим правилом безопасности инфраструктуры таких гигантов является обеспечение отказоустойчивости. Специалисты создают параллельные соединения, многократно дублируют данные, создают резервные копии, в том числе на физических носителях. Согласно аксиомам работы в этой сфере, по всей Украине, а то и за рубежом, должны быть заготовлены «снимки» системы, которые можно оперативно пустить в ход для скорейшего восстановления работоспособности. Руководство компаний и служб безопасности серьезно относится к обеспечению сохранности копий и обучению персонала действиям в нештатной ситуации. Сейчас же видно, что сотрудники «Киевстара» не только не отразили атаку, но и крайне вяло пытаются восстановить разрушенное.
Возможное объяснение предложили эксперты российского издания Readovka. Согласно этой версии, причиной «конца связи» стал конфликт интересов владельцев компании и руководства страны, которое вознамерилось национализировать «Киевстар». Дело в том, что провайдер входит в нидерландский холдинг VEON, крупнейшим акционером которого является инвесткомпания LetterOne, подконтрольная основателю российской «Альфа‑Групп» Михаилу Фридману. С начала СВО бизнесмен дистанцировался от России — например, мобильный оператор «Вымпелком» был выкуплен российским менеджментом в декабре 2022 года.
Сенатор от Запорожской области Дмитрий Рогозин в октябре этого года попросил СК России проверить основателя «Альфа‑Групп» на причастность к финансированию ВСУ. Ранее в сети появились неподтвержденные сообщения, что бизнесмен потратил 150 млн долларов на помощь режиму Зеленского.
Ситуация интересна тем, что Запад выдвинул против Фридмана зеркальные обвинения в финансировании российской армии, наложил на него санкции и серьезно осложнил работу подконтрольных бизнес‑структур. Киев, ничтоже сумняшеся, начал охоту за главным украинским активом Фридмана — «Киевстаром». В начале октября суд арестовал доли российских бизнесменов (помимо Фридмана, акциями владели Петр Авен и Андрей Косогов) в компании, а в день коллапса, по информации местных источников, в офисе оператора прошли обыски с изъятием документов.
На фоне того что VEON, похоже, исчерпал все способы сохранить контроль над компанией — даже ввод в состав совета директоров «Киевстара» экс‑госсекретаря США Майка Помпео не решил вопрос, — могло быть принято решение перейти к шантажу киевского режима. Мол, если не пересмотрите планы национализации, выключим вам связь.
Впрочем, есть и конспирологическая версия. Согласно ей, IT‑катастрофа является прикрытием для массового вывода личных данных украинцев и другой чувствительной информации за рубеж.
Сторонники этого варианта в качестве бенефициара называют США, которые ожидают скорого конца режима Зеленского и готовят базу для влияния на подконтрольные Киеву территории после этого события.
Коллапс системы связи Украины в очередной раз демонстрирует уязвимость даже самых сложных систем инфраструктуры и подчас критическую зависимость современной цивилизации от надежной и стабильной связи. Войны будущего будут иметь в том числе и такие проявления, вне зависимости от того, что стало причиной украинского коллапса: внутренние разборки или хакерская атака. И готовность государства и частных компаний к такому развитию событий — настоятельная необходимость.