Люди недовольны
— В нашей девятиэтажке по улице Чкалова, 44 — 1, примерно с половины первого ночи и почти до шести утра горячую воду уже давно не ждут, — рассказывает витебчанка Любовь Лашкевич. — Моя семья здесь 30 лет живет, считали, что так и должно быть.Муж Любови Алексеевны — водитель, часто колесит по командировкам. Рассказывает:
— Приезжаю обычно ночью и, чтобы освежиться в ванной, сразу ставлю чайник на плиту — открывать кран даже не пробую. Тем более что если летом вода из горячего крана еще хоть чуть‑чуть тепленькая, то зимой вообще холодная, а я далеко не морж. Как и большинство водителей автобусов и троллейбусов или тех же рабочих круглосуточных предприятий. Им тоже кастрюли с водой на плиту ставить? А люди, у кого маленькие дети, лежачие инвалиды? На дворе ведь XXI век как‑никак…Семидесятилетнему пенсионеру Виталию Куликову, соседу по дому, тоже не до моржевания. Конечно, принимать душ по ночам у него особой необходимости нет, но бессонница иногда мучает, и теплая ванная помогает расслабиться.
Любовь и Станислав Лашкевич с соседом Виталием Куликовым.
А молодая мама из дома № 44 Ирина Игоревна, на руках у которой двое малышей — два годика старшему и всего три месяца младшей, нуждается в горячем водоснабжении постоянно:
— То пеленки вручную сполоснуть, то ребенка подмыть — и так практически каждую ночь.
На отсутствие горячей воды или явные сбои температурного режима жалуются не только жители 40‑х домов на Чкалова, но и в домах № 7 по Московскому проспекту и № 8 по улице Чкалова. Антонина Шинкевич из «восьмерки» говорит, что воду у них ни днем ни ночью горячей не назовешь:
— Не знаю, обращался ли кто из нашего дома куда‑то официально, я купила квартиру не так давно, загружена работой — не до похода по инстанциям. Просто надеюсь, что когда‑нибудь по‑настоящему комфортной воды и мы дождемся…
Найти разумный баланс
Интересно, может быть, для жителей этих домов хотя бы жировки поменьше? Увы… Касательно ситуации с горячей водой в доме № 44 по улице Чкалова, где после 12 ночи резко падает и температура воды, и в целом ее напор, официальный ответ еще от 20 февраля 2024 года за подписью первого заместителя начальника главного управления жилищно‑коммунального хозяйства Витебского облисполкома Дмитрия Герасимова гласит: «В соответствии с пунктом 1.3 Решения республиканской оперативной группы по оптимизации режимов теплоснабжения и экономного использования топлива и энергии от 29.09.2023 «О режиме работы систем теплоснабжения в отопительный период 2023/2024 гг.», утвержденного заместителем председателя Госстандарта, введены экономичные режимы работы систем централизованного горячего водоснабжения за счет снижения температуры воды в ночное время суток (с 00:00 до 05:00 у потребителя) с учетом транспортного запаздывания…» Дальше — подробное разъяснение общепринятого порядка оплаты за услуги и в конце — сообщение: «Компенсация жильцам за снижение температуры горячей воды в ночное время суток законодательством не предусмотрена».И здесь обращает на себя внимание следующее: во‑первых, идет ссылка на решение, касающееся отопительного периода, а ситуация с горячей водой остается без изменений и после его окончания, во‑вторых, речь о снижении температуры, но никак не о подаче практически холодной воды!По какой причине эти люди оказываются обделенными? Частично ответ получаю из распечатки «перезвонов» со службой 115. Заявка на ночное отсутствие воды датирована декабрем. В «Истории работы над заявкой» исполнитель (ЖЭУ-21 г. Витебск) использует ссылку на распоряжение Премьер-министра Республики Беларусь от 15 октября 2012 г. и аналогичное (как и выше, но только на отопительный период 2022/2023 гг.) решение республиканской оперативной группы по оптимизации. Речь, подчеркну, тоже про снижение. Правда, тут сотрудники ЖЭУ сами делают вывод: после этого из-за отсутствия циркуляции происходит остывание воды уже в самой системе.
Почему же вода остывает не во всех домах, а только в некоторых?
Директор филиала «Витебские тепловые сети» Виктор Киров, с которым мы встретились, чтобы изучить всю «водяную» теплоцепочку, уверяет: температура теплоисточника в межотопительный период остается неизменной — 65 градусов на входе. Зимой она зависит от погоды и может повышаться в морозы даже до 80 — 90 градусов. Такой температуры достаточно для обеспечения отопления и нагрева до нужных параметров горячей воды, которая подается в квартиры. А нагревается она в центральных тепловых пунктах, откуда и поступает в дома. Каждый ЦТП оборудован автоматическим регулированием по времени и температуре. То есть можно по часам распределить, насколько теплой должна быть вода, подаваемая в квартиры. Что, в принципе, и делается. Требование днем — не менее 50 градусов, а ночью — как запрограммируют.
Но ведь вряд ли кто‑то выставляет параметры в 18 — 20 градусов? Это уже не снижение. Значит, или оборудование в отдельных ЦТП требует наладки, или нужно решать вопросы беспроблемной транспортировки воды без потерь требуемых характеристик. Иначе, раз вода все равно холодная, экономически целесообразнее вообще ее на ночь отключать — тогда и пользователи не будут дергать «красные» краны, увеличивая в ущерб своему бюджету потребление холодной воды по цене горячей.Бесспорно, экономика должна быть экономной. И найти разумный баланс между энергосбережением и человеческим комфортом — дело соответствующих служб и ведомств. Иначе ведь можно дойти и до отключения освещения улиц, остановки лифтов — большинство же граждан этими благами в ночное время не пользуются.
begunova@sb.by
P.S. К исследованию темы, поднятой журналистом «СБ. Беларусь сегодня», в настоящее время подключились специалисты КГК Витебской области.