В ноябре поклонники вспоминают певца и композитора Александра Градского

Комета Градский

Масштаб таланта певца и композитора народного артиста России Александра Градского никогда не умещался в определенные рамки. Он жил и творил неистово, вне шаблонов и правил. Писал яркие песни на свои слова и стихи лучших поэтов прошлого и современности, создавал музыку для кино, десятилетиями сочинял рок-оперы и рок-балеты, выступал на концертах вместе с Шарлем Азнавуром, Лайзой Миннелли и другими легендами. Записал более 40 альбомов и более 200 песен. В воскресенье, 3 ноября, мы отмечаем 75-летие со дня рождения музыканта.

mirtesen.ru

Учился у лучших

Александр Градский с мамой, 1950-е годы.
Александр Градский родился 3 ноября 1949 года в городе Копейске Челябинской области в семье Бориса Фрадкина и Тамары Градской. С 1957-го семья проживала в Москве. Отец работал инженером на заводе. Мать, выпускница ГИТИСа, была актрисой, режиссером, затем литературным сотрудником в журнале «Театральная жизнь». Когда она умерла, сын взял ее фамилию в память о ней. О своем детстве Александр Борисович иронично поведал в песне «Автобиография».

Градский учился в музыкальной школе по классу скрипки. В 1974 году окончил Музыкально-педагогический институт (ныне Российская академия музыки) имени Гнесиных по классу вокала. Его педагогами были Любовь Котельникова и Нина Вербова. В 1975—1976 годах учился в Московской консерватории по классу композиции (класс Тихона Хренникова).

Подался в «Скоморохи»

В 1963-м Градский впервые выступил как солист, исполнив несколько песен в составе ВИА «Тараканы», состоявшего из польских студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова. В 1964-м вместе с Михаилом Турковым организовал самодеятельную рок-группу «Славяне». В 1965—1968 годах как солист и гитарист участвовал в выступлениях ВИА «Скифы», «Лос Панчос», в 1970—1971 годах сотрудничал с ВИА «Веселые ребята». В 1966-м основал самодеятельную рок-группу «Скоморохи», десять лет был ее солистом и гитаристом.

От Гомельской филармонии

Любопытно, что в начале своей карьеры у Александра Градского были и эпизоды, связанные с нашей страной. «В 1968 году я начал работать в Гомельской филармонии, — рассказывал он мне в интервью, опубликованном в 2015-м в газете «СБ. Беларусь сегодня». — Продержался там больше полутора лет. И начинал вместе со своими друзьями тогда же, когда и Володя Мулявин. Они тогда еще назывались не «Песняры», а «Лявоны». И я видел, как из всех возможных музыкальных течений Мулявин предпочел белорусскую традицию, хотя сам белорусом не был. Но благодаря этому «Песняры» стали одним из самых значимых коллективов в стране».

Интересную информацию находим и на сайте Гомельской областной организации Белорусского профсоюза работников культуры, информации, спорта и туризма: «В первые годы в Гомельской филармонии работал ВИА «Лада», в составе которого выступали Александр Градский, Александр Буйнов и барабанщик Владимир Полонский (потом они войдут в состав «Веселых ребят»). Новый ансамбль не всеми воспринимался положительно. На страницах одной из газет как-то появилась критическая статья о концерте «Лады». Как вспоминал Градский, это было первое упоминание о нем в прессе. На следующий день коллектив расформировали, а артистов перевели в состав концертной бригады «Сувенир».

«Как молоды мы были»

Первыми записанными композициями Градского стали «Джоконда» (слова Татьяны Сашко) и «Жил-был я» (слова Семена Кирсанова), вошедшие в дебютный музыкальный альбом Давида Тухманова «Как прекрасен этот мир». В 1973 году вышел первый сольный миньон «Поет Александр Градский» с четырьмя песнями: «Испания» (слова Николая Асеева), «Скоморохи» (слова Валерия Сауткина), «Подруга угольщика» (слова Роберта Бернса) и «Синий лес» (автором текста стал сам композитор). В 1976-м широкую известность ему принесло исполнение песни «Как молоды мы были», которую написали композитор Александра Пахмутова и поэт Николай Добронравов.

В студии звукозаписи, 1970-е годы.
Wikimedia Commons

Двенадцать струн души

В конце 1970-х Градский начал выступать с сольными концертами, аккомпанируя себе на 12-струнной гитаре. Он постоянно экспериментировал, искал новые формы и источники вдохновения. Поэтому некоторые альбомы — крайне оригинальные вокальные сюиты (1980-й — «Русские песни»; ­1987-й — «Сатиры» на стихи Саши Черного; 1988-й — «Ностальгия» на стихи Владимира Набокова). В 1988-м он исполнил партию Звездочета в опере Николая Римского-Корсакова «Золотой петушок» на сцене Большого театра СССР. В 2003 году выпустил этапный диск «Хрестоматия», в записи которого приняли участие многие известные инструменталисты, симфонический оркестр и детский хор.

Десятилетия поисков

В 1985-м завершилась запись рок-оперы «Стадион». Александр Градский и поэтесса Маргарита Пушкина работали над ней около десяти лет. Центральная фигура произведения — Певец, прообразом которого стал чилийский поэт-коммунист Виктор Хара, убитый путчистами в 1973 году на Центральном стадионе Сантьяго. Партии Певца исполнял сам композитор. В конце 1980-х он также написал музыку к балетам «Человек», «Распутин» и «Еврейская баллада».

А в 2009-м была осуществлена запись рок-оперы «Мастер и Маргарита». Над ней Александр Борисович работал более 30 лет и сам исполнил арии Мастера, Иешуа Га-Ноцри, Воланда и Кота Бегемота.

Искал молодые голоса

Александр Борисович работал на радио и телевидении. На популярной радиостанции «Юность» вел программу «Хит-парад Александра Градского». С 2014 по 2021 год был художественным руководителем театра «Градский Холл», воспитывал новое поколение артистов, как эксперт участвовал в популярном вокальном шоу «Голос». Четверо его подопечных стали победителями проекта: Дина Гарипова (2012), уроженец Быхова Сергей Волчков (2013), Александра Воробьева (2014) и Селим Алахяров (2017).

Выдающийся артист, композитор и певец ушел от нас 28 ноября 2021 года на 73-м году жизни. Но его честные песни по-прежнему с нами…

Работа с Кончаловским и Пташуком

Градский является автором музыки к десяткам художественных, документальных и анимационных лент. Но даже слово «композитор» в данном случае не совсем верное. Он становился полноценным соавтором картин. Разве «Романс о влюбленных» Андрея Кончаловского произвел бы такое ошеломляющее впечатление на зрителей без надрывных песен Градского на стихи Николая Глазкова, Натальи Кончаловской и Булата Окуджавы?

А сколько напряжения потеряла бы без его музыки военная драма «В августе 44-го…». Композитор так рассказывал мне об этой работе: «Моей последней картиной как раз стал фильм «В августе ­44-го…», снятый Михаилом Пташуком по роману Владимира Богомолова. Это было интересное предложение и волнующая тема. А я свободен в выборе решений как композитор. К сожалению, такого класса и уровня предложений больше не поступало. А работать для того, чтобы просто засветиться в кино, мне неинтересно… Не сочиняют музыку для сегодняшних фильмов потому, что продюсерам дешевле взять уже что-то готовое, чем обращаться к композиторам за саундтреком».

«В августе 44-го…».
НЕ ПРОПУСТИТЕ

К 75-летию со дня рождения Александра Градского телеканал ОНТ 2 ноября покажет концерт «Как молоды мы были». А телеканал «Культура» предложит 3 ноября концертную программу «Ты помнишь, я садил сады…», составленную из музыкальных номеров разных лет.
pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter