Анастасия Клочкова: Ветераны показывали нам семейные письма военных лет, и я все думала: как сохранить в людской памяти эти письма? Надо их оживить! Так родился проект «Живая история».
Детство у нашей героини было непоседливое.
— Родители с энтузиазмом подошли к моему развитию, — смеется Настя, — чем я только не занималась: и танцами, и в музыкальной школе, и в художественной, и даже увлекалась спортивной стрельбой из пистолетов, и волейболом тоже... Я всегда была девушкой с боевым характером, так что меня заметили на школьных соревнованиях по волейболу и позвали в областную юношескую команду. Играла долго, всерьез и думала, что спорт и будет моим основным занятием в жизни.
Но еще в школе захватила общественная работа. Настя волонтерила на мероприятиях в местном городском парке. Выкраивая время между подготовкой к ЕГЭ и спортом, занималась проектами для младших учеников в своей школе. А еще в 15 лет стала активистом «Молодой гвардии».
— «Молодая гвардия» — это всероссийское молодежное движение. В 17 лет я возглавила местное отделение в нашем городе. Набирала сама свою команду, начала первые проекты в патриотическом направлении. А в 19 лет возглавила областное отделение. Одним из самых запомнившихся стал наш проект «Живая история», мы его готовили к Дню Победы.
Идея проекта пришла Анастасии как-то вечером, когда она ехала в электричке домой в подмосковное Домодедово, смотрела в окно и обдумывала, как выразительнее донести до людей свой замысел. Они с ребятами тогда ходили в гости к ветеранам, и многие показывали им семейные письма военных лет.
— Это были уже очень пожилые люди, и я все думала: как можно сохранить в людской памяти эти письма? Просто зачитать? Нет, не пойдет. И придумала: надо их оживить!
Пошла к ребятам, к подруге, которая занималась моушн-дизайном — это разновидность анимации. И мы сделали, отрисовали, анимировали сперва несколько писем, а потом подали заявку на грант Росмолодежи и получили его. Потом уже более профессионально развили проект.
Позже в рамках этого же проекта активисты издали и книгу о верейских молодогвардейцах.
— Немногие знают, что в подмосковной Верее тоже были свои молодогвардейцы, — рассказывает Настя. — В оккупации они вели подпольную деятельность. Этих мальчиков тоже расстреляли, мучили их. История передается из поколения в поколение, а никто огласки ей не давал. Мы работали в архивах, выпустили книгу, а потом родилась идея спектакля, его мы поставили с молодыми артистами театральной студии в Орехово-Зуеве.
А еще Настя вспоминает, как мобилизовала ребят для мемориальной акции в День памяти и скорби у Ржевского монумента — они зажгли масштабную картину из 22 тысяч свечей у подножия памятника. Это был официальный рекорд в России.
В 2021 году Настю пригласили работать в Музей Победы.
— Я очень старалась, чтобы наработать связи, опыт. Потому что Музей Победы — колоссальная площадка. И вот мне предложили вести целое молодежное направление в музее, собирать свою волонтерскую организацию. Мы привлекаем к работе волонтеров с 14 лет, а самому старшему нашему добровольцу 83 года.
Сейчас готовят к 80‑летию Победы большой проект, с 1 февраля запускается новый волонтерский корпус, идет сбор заявок. Правда, будет отбор — возьмут 150 волонтеров, для них организуют обучение. И с 1 по 9 мая этот корпус будет работать в музее. Помощь с посетителями, проведение экскурсий, проектная деятельность, проведение мастер-классов, которые ребята сами разрабатывают.
К 80-летию Победы готовят волонтеров. Они будут помогать посетителям Музея Победы с 1 по 9 маяРодня у Анастасии — в Беларуси, в детстве она там проводила каждое лето. У российской и белорусской молодежи много особенностей, рассуждает девушка:
— У нас на первом месте идет учеба, большинство сосредоточены на получении высшего образования. А в Беларуси очень многие начинают работать сразу после школы, часто одновременно с учебой в вузе.
Волонтерство — это ведь далеко не только моральное удовлетворение. Это еще и социальный лифт. Волонтерский труд приносит порой вполне ощутимые дивиденды.
— Во-первых, волонтеры за отработанные часы получают баллы, которые нужны при поступлении в вузы. Это рабочая история, потому что и один балл может быть решающим, — объясняет Настя. — Второй момент: мы постоянно ребят поощряем. Например, пишем благодарственные письма, которые они вкладывают себе в портфолио. Мы максимально в этих ребят вкладываемся, чтобы они росли с нами, и они чуть ли не все выходные проводят у нас. И вот уже их родители знают мой номер телефона, звонят: «Настя, он, наверное, у тебя?» Да, они тут с утра до вечера. Получается, эта история для подростка может длиться несколько лет, он взрослеет «под присмотром».
А что помогает Насте в работе с подростками? Конечно, молодость, воспоминания о детстве. Но главное — ей нравится раскрывать людей. В музее она воплотила свой самый памятный проект «Искра надежды». Акция уже два года проходит в январе, она посвящена снятию блокады Ленинграда. Они придумали такое действо: на колоннаде Музея Победы зажечь бенгальские огни. В первый год пришли 300 человек, а во второй — полторы тысячи.
— Патриотическое воспитание именно тогда работает, когда оно приобретает вот такие формы — с сильными, яркими эмоциями. Молодежь нынешняя — сильные визуалы. До них каждый раз нужно вот прям достучаться. По-другому не получится.
Екатерина Пряхина
pryakhina@rg.ru