Говорят, настоящий мужчина должен построить дом, посадить дерево и вырастить сына. К домашним и воспитательным заботам в той или иной степени причастно большинство представителей сильного пола. А вот с посадкой дерева не у всех получается, если, конечно, мужчина не заядлый дачник и не лесник или озеленитель по профессии. Разве что закопает саженец во время субботника.
84-летнем Ивану Зотову в этом плане есть что предъявить:
— Первое деревце я посадил еще во время финской кампании, мне тогда было меньше десяти лет. А когда учился в МГУ на юридическом факультете, часто бывал в парках. Став аспирантом, получил жилье в подмосковной Иванцеевке, где находится знаменитый лесопитомник. Тогда же появилась мысль создать в родной краснопольской деревне Брилевка уголок белорусской тайги.
На этот “уголок”, разросшийся до десяти гектаров, и ушла вся жизнь Ивана Изотовича. Он привозил сюда саженцы из Европы, Азии, Северной Америки. Сегодня в его живой коллекции более сотни экзотических для наших широт деревьев и кустарников. А несколько лет назад дендропарк, названный “Ивановым хутором”, получил статус памятника природы местного значения.
Вымахавшие деревья действительно создают иллюзию уголка белорусской тайги, некоторые и не обхватишь. А сам Зотов хоть еще бодр и деятелен, но силы уже не те. Полноценно ухаживать за деревьями он не может. Что же ждет дендропарк в дальнейшем? Иван Изотович настроен пессимистично:
— Как только приезжают в район высокие гости либо иностранцы, их обязательно сюда привозят. Ходят, удивляются, обещают помочь. Но этим дело и заканчивается. Как-то итальянцы наведались, хотели пожить здесь дней пять. Так разве ж в развалюхе, еще отцом построенной, их можно было оставить?!
С юридической точки зрения у дендропарка нет хозяина. Зотов — гражданин России, прав на него не имеет. Дом и участок (конечно же, не десять гектаров) не оформлены. Местный райисполком и областные инстанции пробовали найти с ним компромиссные решения — не удалось. Всякий раз Иван Изотович предъявляет новые требования, включая финансовые. Сейчас вот хочет, чтобы построили коттедж, в котором он мог бы жить круглый год. Мол, и от лихих людей парк убережет, и заграничных гостей принять будет не стыдно.
Жилье-то построить можно, но сначала надо определиться с хозяином парка, от которого можно было бы потребовать привести его в порядок. А это прерогатива райисполкома, поскольку памятник природы сейчас находится в его управлении. Глава района Игорь Балахонов склоняется к тому, чтобы передать парк местному лесхозу — там и специалисты есть, и техники хватает. В лесхозе же опасаются конфликтов с Зотовым. Решить вопрос правовым способом — значит, обидеть старика, создававшего парк. Как разрулится ситуация покажет время. Ясно одно: краснопольчанам необходимо сохранить уникальный дендропарк. У него есть все шансы стать интереснейшим туристическим объектом, ведь таких достопримечательностей в районе совсем не много.