СКАЗАНО
— С одной стороны, чрезвычайно жесткая реакция западных властей на протесты и в целом непопулярная государственная политика преподносятся ими как объективная необходимость. С другой — меры иных стран по обеспечению стабильного развития, поддержанию правопорядка и законности выставляются как диктатура и деспотизм. Хотя эти меры на порядок меньше, чем у них самих.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, 2 декабря 2020 года.
— С одной стороны, чрезвычайно жесткая реакция западных властей на протесты и в целом непопулярная государственная политика преподносятся ими как объективная необходимость. С другой — меры иных стран по обеспечению стабильного развития, поддержанию правопорядка и законности выставляются как диктатура и деспотизм. Хотя эти меры на порядок меньше, чем у них самих.
Президент Беларуси Александр Лукашенко на сессии Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности, 2 декабря 2020 года.
Мечта, которая может стать реальностью
Реакция Брюсселя и Вашингтона на события в трех упомянутых республиках — лучшая иллюстрация тезиса о двойных стандартах. Особенно хорошо это видно на некотором временном удалении от событий, когда есть возможность сравнить реакцию Запада на форменный политический разбой в Бухаресте и Кишиневе и его действия по отношению к Тбилиси.В ходе недавних протестов в Тбилиси.
На парламентских выборах в Грузии победу, как известно, одержала партия «Грузинская мечта», выступающая за прагматичные отношения с Россией. Взвешенная внешняя политика и отказ от навязываемых ЕС резких кульбитов в экономике обеспечили ей доверие граждан и вполне закономерный триумф. Однако что для США, что для объединенной Европы партия бизнесмена Бидзины Иванишвили как кость в горле. По замыслу заокеанских стратегов вскоре после начала СВО Тбилиси должен был открыть против России второй фронт, однако этого не случилось. Наоборот, Грузия, которую едва не толкнули в безнадежную схватку со сверхдержавой, стала постепенно исправлять ошибки прошлого и возвращать суверенитет.
Вот только что по обе стороны Атлантики за свободу и демократию ратуют лишь на словах, а на деле, если страна действительно начинает отстаивать суверенитет, да еще и ломает планы США и ЕС, ее немедленно стараются наказать. Так произошло и в этот раз. ЕС сначала попытался шантажом уломать «Грузинскую мечту» сдать страну, а когда в Европарламенте увидели, что план не сработал, схватились за санкционную дубинку — не признали итоги выборов и ввели ограничения в отношении премьера страны и лидеров «Грузинской мечты». Что характерно, сразу после выборов Еврокомиссия отказалась от комментариев и лишь заявила о неких «нарушениях», призвав дождаться выводов международных наблюдателей. Похоже, что временной разрыв между этим заявлением и введением санкций понадобился для того, чтобы еще раз надавить на Грузию (авось получится!) и сфабриковать нужные отчеты о «нарушениях».
Впрочем, настолько наглое вмешательство в дела Грузии ее власти лишь сильнее раззадорило, и они отказались от всяких переговоров с ЕС и финансовой помощи от него до 2028 года. Правда, после этого им тут же попытались подсунуть майдан, однако, судя по всему, Грузия таки станет второй после Беларуси страной на постсоветском пространстве, сумевшей эффективно отбиться от западных архитекторов «цветной революции».
После нескольких дней беснования прозападных активистов на улицах премьер Ираклий Кобахидзе 30 ноября заявил, что ответственность за протесты в Тбилиси «лежит на европейских политиках и местных агентах, пятой колонне».
Законы не для всех
Совершенно другое дело, когда на выборах любой ценой победу стараются вырвать прозападные силы. В этом случае на Западе готовы закрыть глаза на самые вопиющие нарушения. Ярко свидетельствует об этом «победа» Майи Санду на президентских выборах в Молдове, обеспеченная голосами зарубежных диаспор. Необходимости опираться на официальный итоговый доклад международных наблюдателей Брюссель тоже не увидел, сразу поздравив Санду с успехом и посулив финансовую помощь.На примере соседней Румынии был продемонстрирован второй способ проведения демократических выборов. Здесь, пока мировая общественность следила за трагедией Сирии, тоже произошел переворот, правда, бескровный: Конституционный суд отменил результаты первого тура президентских выборов, где выступающий за прекращение помощи Украине патриот‑антинатовец Кэлин Джорджеску обошел и правоцентриста Елену Ласкони, и действующего премьера Марчела Чолаку. Следующий тур должен был состояться 8 декабря, но суд, который еще в начале месяца признал итоги первого тура действительными, изменил мнение, обнулив результаты всей кампании.
Телевизионные камеры в Конституционном суде Румынии, который отменил результаты первого тура президентских выборов. Безмолвное молчание?
Над тем, чтобы не допустить к власти Джорджеску, потрудились и США, которые объявили о том, что любые изменения внешнеполитического курса создадут серьезные негативные последствия для безопасности Румынии, и ЕС, чьи чиновники обвинили TikTok, где вел агитацию правый кандидат, во вмешательстве в выборы. Не обошлось и без упоминания российского следа. В итоге Румынию ждет перезапуск кампании, и можно быть уверенными, что Джорджеску постараются вообще не допустить до выборов.
Победитель первого тура выборов в Румынии Кэлин Джорджеску.
Двойные стандарты — давнее кредо западных политиков, но с течением времени оно принимает все более гротескные формы. Правила приличия отброшены, и, стремясь не допустить к власти прогрессивных политиков, которые тяготеют к прагматичной многополярности, Запад действует откровенно разбойничьими методами, прикрывая своих ставленников и шельмуя их оппонентов.popov@sb.by