В Минске завершился юбилейный «Лістапад», главный приз — у картины из Китая

Кино посмотреть и себя показать

Тридцатый Минский международный кинофестиваль подтвердил очевидное: большой стиль классического европейского кино в этом сезоне вновь проиграл молодой энергии азиатских и африканских кинематографий. Соответственно, обошлось без интриги: Гран‑при «Золото «Лiстапада» получила свежая работа режиссера из Китая Чжан Чжуна «Чанъань, Сиань».

О высокой планке азиатского кино на нынешнем «Лiстападзе» говорит и другая важнейшая награда — приз за лучшую женскую роль в игровом фильме. Победу в этой номинации праздновала Марисса Анита, блестяще сыгравшая в индонезийской драме «Крокодиловы слезы». К слову, Анита — наша коллега, известный на родине журналист и репортер. Интересно, что после большого месячного промотура «Крокодиловых слез» она вернулась на работу в отдел новостей на телеканале Sea Today.

Семейные узы

Что касается решений членов жюри, то призы раздали абсолютно всем, кто смог оживить и обновить художественный концепт «Лiстапада‑2024».  

Первыми о проделанной на фестивале работе отчитались судьи «Лiстападзiка»: Гран‑при — у российской картины «Держись солнца» питерского режиссера Леонида Кулибабы.

Примечательно, что мнение профессионального жюри в этот раз совпало с результатами голосования жюри детского. Заслуженная артистка Беларуси Светлана Суховей, возглавлявшая «взрослую» коллегию, не видит в этом, впрочем, ничего неожиданного. Потому что работа Кулибабы — в самое сердце.

— В этой картине удивительным образом сложилось все: тема, режиссура, операторская работа, сценарий, актерское исполнение. Такой комплекс не оставил нам шансов не дать фильму главный приз, — комментирует Светлана Ивановна.

У российской картины и приз за лучший анимационный фильм. Сердце жюри во главе с режиссером, аниматором Римом Шарафутдиновым растопил «Ручей, бегущий в горы» Александра Храмцова.

— В семье кино анимация как младший ребенок. Он любимый, но часто воспринимается не очень серьезно. Мы забываем о том, что жизнь человека, его первые впечатления начинаются именно с мультипликации. И даже раньше, чем через книги, он получает информацию о мире через работу мультипликаторов. Поэтому на нас лежит большая ответственность. В Советском Союзе и сейчас в России очень сильные традиции мультипликации, прошедшие испытание временем. Минуло много десятилетий с момента выхода некоторых фильмов, но они по‑прежнему бьют рекорды по просмотрам, а люди старшего поколения знакомят с этими мультфильмами собственных детей и внуков, — обращает внимание Рим Шарафутдинов.

В секции документального кино Гран‑при предсказуемо завоевала картина «Страна спасенного великана» известного белорусского документалиста Игоря Бышнева. 

Зрители хорошо знают его в первую очередь по программам, выходящим на телеканале «Мир». Уже много лет документалки Бышнева пользуются огромным интересом у телезрителей Беларуси и других стран СНГ. «Страна спасенного великана» — история о долгой и кропотливой работе по возрождению популяции белорусских зубров, некогда практически истребленных человеком. 

Еще один документальный фильм российского режиссера Юлии Макаровой получил Гран‑при конкурса национальных киношкол. 

Ее «Горький мед» о семейных узах, долге и чувстве потери — кино актуальное и современное, но проблемы, которые оно поднимает, вечные. 

Об истинных ценностях и картина «Ганди и дедушкино дерево» режиссера из Индии Падмавати Маллади, которая получила Гран‑при конкурса «Кино молодых» имени Виктора Турова.

Остаться человеком

В персональных номинациях дела также обстоят интересно. И если лучшая актриса — представительница Индонезии, то в номинации «За лучшую мужскую роль в игровом фильме» победителем стал серб Радивое Буквич, звезда картины «Хранители формулы». Приз за него на сцене Дворца Республики получила не менее известная соотечественница Буквича, давний друг минского «Лiстапада», актриса и режиссер Ивана Жигон. Ивана уверена: кино — это в первую очередь наука о человеческих отношениях.

— Поэтому его нужно делать честно. Именно такие честные и правдивые фильмы о внутреннем мире человека показывают на «Лiстападзе». Здесь можно увидеть картины о людях, излучающих свет, и о поиске ими своего пути. Все эти работы дарят мне безусловное вдохновение.

Лучшим оператором «Лiстапада‑2024» жюри под предводительством кинодеятеля из Китая Лэй Ханя единогласно признало Алишера Хамиходжаева, работавшего над картиной «Снег в моем дворе». Приз за лучшую режиссуру, в свою очередь, у Михаила Лукачевского, автора пронзительной якутской драмы «Там, где танцуют стерхи».

КСТАТИ

Специальный приз Исполкома СНГ за развитие культурного сотрудничества и укрепление дружбы между народами «Кино без границ» присудили фильму «Черный замок» (Беларусь — Россия, режиссер Кирилл Кузин). Из рук первого заместителя генерального секретаря СНГ Леонида Анфимова приз получили генеральный директор Национальной киностудии «Беларусьфильм» Юрий Алексей и автор сценария, продюсер фильма Глеб Шпригов.

Специальный приз ­Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино» присужден российскому режиссеру Михаилу Лукачевскому


Почетную награду из рук заместителя Премьер‑министра, председателя организационного комитета Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» Игоря Петришенко получил продюсер и оператор фильма «Там, где танцуют стерхи» Семен Аманатов. Якутская драма о маленьком мальчике, переживающем смерть матери, была представлена в основном конкурсе игрового кино. Михаилу Лукачевскому, к слову, достался и приз за лучшую режиссуру.

О фильмах-победителях «Лiстапада‑2024» мы расскажем в ближайших номерах

Спрос рождает предложение

Мероприятия кинофестиваля «Лiстапад» посетили более 30 тысяч зрителей

«По предварительным данным, у нас прошло более 650 кинопоказов. Это был не только город Минск, но и регионы. Более 30 тысяч зрителей побывало на данных мероприятиях. Самыми массовыми и посещаемыми были сеансы, связанные с открытием «Лiстапада», открытием и закрытием «Лiстападзiка». Активно посещались Дни национального кино, которые проходили в кинотеатре «Победа», — сказала начальник отдела по кинематографии Министерства культуры Ирина Дрига, которую цитирует БЕЛТА.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter