ВОДИТЕЛЬ маршрутки Александр Хатылев, который не первый год колесит по дорогам Гомельской области, не может сдержать крепких выражений по поводу состояния дорог. Если, говорит, еще по новой трассе Гомель–Минск ездить можно спокойно, то чуть свернул в сторону деревни – сплошь глубокие выбоины, затянутые водной гладью.
Зима уходит, а ей на смену приходит многолетняя сезонная проблема – дороги, на которых оголяются ямы, трещины, колдобины. Они ширятся и углубляются буквально на глазах, и там, где еще неделю назад можно было ехать относительно мягко, сейчас без слалома с выездом на встречку не обойтись. Если, конечно, нет желания провести часок-другой под машиной, меняя очередной элемент подвески.
Сегодня проблема дорог — одна из наиболее актуальных в обращениях граждан на прямые телефонные линии в исполкомы. Понятно, что каждое местные власти берут на карандаш и обещают разобраться. Тем не менее благими пожеланиями ситуацию не исправишь, для этого нужны деньги, материальные и людские ресурсы, а потому бывает, что жители деревень и райцентров ждут решения этих дорожных проблем если не годами, то по несколько месяцев точно.
Но кого винить в таком положении вещей: нынешнюю необычно снежную и морозную зиму, дорожников или производителей асфальта? Думаю, всех вместе. Заводу необходимо выпускать качественный асфальт, а дорожникам укладывать его добросовестно, соблюдая все технологии подготовки — очистку дорожного покрытия от пыли, грязи, влаги, а также температурный режим при проведении работ.
Правда, те же самые дорожники с завидным постоянством твердят нам, что виновата во всем погода. Вот и сейчас, говорят, два месяца температура воздуха колебалась между плюсом и минусом, лед таял, вода попадала в микротрещины, там застывала и разрывала асфальт.
Хотя только в этом ли дело? Не раз приходилось наблюдать, как асфальт укладывают во время дождя, прямо в ямки, заполненные водой, чтобы отчитаться за выполненные работы. Понятно, долговечным это дорожное покрытие не будет. А между тем законодательство четко оговаривает сроки эксплуатации после текущего ремонта. На основании пункта 66 постановления Совмина от 30 июня 2011 года гарантия на такие работы составляет минимум пять лет. Неважно, ремонт это или строительство. Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам архитектурной, градостроительной и строительной деятельности» фактически уравнивает два этих понятия. Получается, дороги после ямочного ремонта не выхаживают и пятой части своего ресурса.
Исправлять огрехи снова будут при помощи ямочного ремонта. Но водители твердят: от него мало толку и много вреда. Особенно когда на скорости попадаешь на такую отремонтированную дорогу. Выходит, деньги выброшены под ноги, а проблема осталась.
Дорожники настаивают: зима в этом году затяжная, поэтому готовить трассы к эксплуатации в летний период еще рано. Основные работы планируют проводить в конце марта и апреле, чтобы к 1 мая все республиканские дороги были приведены в порядок. Займутся очисткой их от противогололедных материалов, уберут мусор, проверят состояние дорожных знаков, площадок для отдыха, остановок, откроют водопропускные сооружения.
А пока автовладельцам только и остается, что чинить своих «железных коней», у которых от езды по весенним дорогам летят подвески, гнутся диски и рвутся покрышки. А между тем каждый из них проходит техосмотр и платит госпошлину. И каждый надеется — они станут лучше. Вот только когда и насколько?..
nvakulich2016@mail.ru
Хватит винить погоду в ужасности весенних дорог
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.