Творчество народного мастера Николая Тарасюка внесено в Список нематериального наследия Беларуси. Его деревянный народ прославлял не только хутор Стойлы на Пружанщине, где родился автор, но и страну. Николай Васильевич не просто вырезал наивные фигурки из дерева, а составлял из них глубокомысленные композиции, снабжая сатирическими подписями.
Полистала старые блокноты. Вот: «Делать текст для работы — самое трудное. Пока текст не придумаю, не вырезаю. А если текст есть, я уже знаю, как делать». Четыре строчки — и скульптура обретает душу...
На хуторе в Стойлах, в болотистом краю Пружанского района, до недавнего времени бывать не доводилось. Но с удивительным резчиком общалась. Николай Васильевич был постоянным участником различных выставок и фестивалей. Обязательно в шляпе, на лацканах пиджака — медали и значки. Фигурки делал из дерева, лозы, коры и соломы. Создал коллекцию из 30 тысяч резных человечков. Часть работ — в Национальном музее истории и культуры, в Брестском областном, в Мотоле, в «Пружанскiм палацыку». Но душа мастера — в музее, построенном его руками. В Стойлах.
У входа в музей «Успамiны Бацькаўшчыны» подрастает березка. Мастер ее не спилил. Дал свободу. Рядом антоновка. С яблони доносится крик какой–то птички.
— Тревожится, — решила я.
Художник, народный мастер Мария Кулецкая не согласилась:
— Да нет, радуется. Видел бы Николай Тарасюк, сколько к нему людей приехало.
В мае подводили итоги пленэра «Сцежкамi Мiколы Тарасюка». Все участники потрудились на общую радость. Художники запечатлели пейзажи из жизни осиротевшего хутора. Свежую листву на деревьях. А резчики вырезали из дуба фигуру мастера и посадили на лавку. Присел деревянный Николай Васильевич возле поклонного креста, который некогда сам установил на подходе к своему дому. Взял шляпу в руки. Грустит...
А ведь веселым человеком был дед Тарасюк. Шутил всегда, смеялся. Никогда не унывал.
«Присел деревянный Николай Васильевич возле поклонного креста, который некогда сам установил на подходе к своему дому. Взял шляпу в руки. Грустит...»
— В данной ситуации и в этом месте мы представили его таким — грустным. Хутор без хозяина. Музей закрыт. Деревянный народец без него скучает, — разъяснил идею резчик Анатолий Турков.
Уверена, самому мастеру задумка коллег понравилась бы. И скульптура, и капличка с датами рождения и смерти, с фигурками, похожими на те, что делал Николай Тарасюк.
Он всегда удивлялся, сколько ему, простому человеку, внимания. Тарасюк — и народный мастер Беларуси, и лауреат проходившего в 1987 году Всесоюзного фестиваля народного творчества, и лауреат специальной премии Президента деятелям культуры и искусства «За духовное возрождение» — за создание уникальных композиций и личный вклад в возрождение и развитие народных традиций деревянной скульптуры. И книг о нем немало написано, научных работ. В 2014 году документальный фильм «Деревянный народ» режиссера Виктора Аслюка был удостоен Гран–при международного кинофестиваля во французском Монпелье.
Хорошо, что ценили при жизни. Николай Васильевич дорожил вниманием.
Умер 82–летний мастер в январе 2015 года, не справившись с инсультом. Причем за несколько лет до смерти он назвал дату, когда его не станет...
А деревянный народ продолжает жить: рождается, ходит в школу, женится, сеет, пашет... Правда, большинство работ сейчас в Пружанах. Наследники решили, что там они лучше сохранятся.
По закону — да, детям решать, как поступать с наследством. И это первый в стране случай, когда встает вопрос, как сберечь ремесло, имеющее статус нематериального культурного наследия. Николай Тарасюк неповторим. А лоза и дерево — недолговечны.
Заведующая отделом традиционной культуры Брестского областного общественно–культурного центра Лариса Быцко считает, что надо сохранить музей мастера в Стойлах.
Начальник отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Пружанского райисполкома Константин Понимаш предложил родственникам определиться:
— Мы готовы создать музей в Пружанах, перевезти все в город. Но дух не перевезешь. Потому музей должен остаться в Стойлах.
Думаю, Николай Тарасюк согласился бы. В последние годы он был единственным жителем хутора и никуда не хотел уезжать, хотя государство подарило ему трехкомнатную квартиру в Пружанах. Отдал сыну. Говорил: «Все, что я вижу оком, — все мое! Я все измерял шагами. Я привык к земле. Мне хорошо. Я как выпущу свой «статок»... Там гусь кричит, там индюк болбочет, там утки, там собака брешет, там кабаны кричат: «Давай есть!» Со всем управляюсь...»
valentinak3@mail.ru
Фото автора.
Советская Белоруссия № 124 (24754). Четверг, 2 июля 2015