Поклонники таланта Юрия Богатырева отмечают в марте день рождения актера

Художник во всем

Юрий Богатырев прожил короткую, но насыщенную жизнь в искусстве. Яркая индивидуальность и фактура, особый взгляд художника (он рисовал парадоксальные картины) позволили ему быть на сцене и экране порой неузнаваемым, но всегда запоминающимся. «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Родня», «Объяснение в любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино» — к этим и другим фильмам с участием актера зрительский интерес с годами не угасает. 2 марта поклонники таланта Юрия Богатырева отметят день рождения артиста. Увы, без своего кумира…

Люди и куклы

Юрий Богатырев родился в 1947 году в Риге в семье офицера военно-морского флота СССР. В 1953-м отца перевели в Москву. С детства Юра любил рисовать, ставил кукольные спектакли. По совету учителя рисования поступил в Художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина на коврово-ткацкое отделение, но не окончил его. Юношу захватил театр.

С 1965 года он занимался в студии детского кукольного театра «Глобус» при Московском Доме пионеров под руководством Владимира Штейна. Также с удовольствием посещал отделение разговорного жанра во Всероссийской мастерской эстрадного искусства. «Мастерская стала для меня серьезной школой в области освоения художественного слова, — скажет актер позднее. — На своих творческих встречах я с удовольствием читаю стихи Пушкина, Есенина, Заболоцкого, прозу Чехова... Читаю стихи Геннадия Шпаликова».

Звездный курс

В 1966-м Богатырев поступил в Щукинское училище. Его педагогом стал Юрий Катин-Ярцев, а сокурсниками — Константин Райкин, Наталья Варлей, Наталья Гундарева, Владимир Тихонов и другие. Курс был дружный, вместе балагурили, разыгрывали друг друга, готовились к экзаменам.

С 1971 года актер работал в театре «Современник», а в 1977-м его пригласили во МХАТ, и какое-то время он служил в двух театрах. На сцене ему удалось создать немало запоминающихся образов в спектаклях «Двенадцатая ночь», «Вишневый сад», «Дни Турбиных», «Живой труп», «Перламутровая Зинаида», «Тартюф» и других.

Без страха и упрека

Всесоюзная известность пришла к Богатыреву после выхода фильма Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором он сыграл бесстрашного чекиста Егора Шилова, вынужденного кулаками и решительными действиями восстанавливать свое доброе имя после несправедливых обвинений в предательстве. Во многом эта динамичная картина с пронзительной музыкой Эдуарда Артемьева выглядела новаторской.

В фильме задействован звездный актерский состав: Сергей Шакуров, Анатолий Солоницын, Александр Калягин, Александр Кайдановский, сам Никита Михалков. И Юрий Богатырев в этой компании абсолютно не потерялся. Для картины совсем не спортивному артисту пришлось похудеть и научиться ездить верхом. Пожалуй, больше никогда он не выглядел столь брутально на экране.

Со студенческой скамьи

Сотрудничество с Михалковым началось весьма прозаично. До этого он снялся в эпизоде его дипломной картины «Спокойный день в конце вой­ны». «В театральном училище имени Щукина, где я учился, существовала традиция: на самостоятельные курсовые и дипломные работы студентов всегда приходили бывшие выпускники, — вспоминал Богатырев. — На одном из таких показов меня и увидел Михалков. Помню, мы играли тогда пьесу Леонида Филатова, который учился на два курса старше. После просмотра Михалков пришел за кулисы и сказал: «Старик, нам надо с тобой работать» (он еще был студентом режиссерского факультета ВГИКа). Сказал и слово свое сдержал».

Роли на сопротивление

Вместе с Михалковым Богатырев работал еще над пятью картинами. В 1979-м вышел фильм «Несколько дней из жизни И. И. Обломова». И хоть актер всегда видел себя в роли Обломова, он сыграл свою полную противоположность — энергичного Штольца.

В «Рабе любви» Юрий Георгиевич должен был сыграть кинооператора Потоцкого, но занятость в театре и на телевидении не позволили ему взять на себя еще одну большую работу. Тогда он предстал в фильме в образе звезды немого кино — Владимира Максакова.

Не пожалел Богатырев трагикомедийных красок как для безвольного пасынка генеральши Войницевой ­Сержа в «Неоконченной пьесе для механического пианино», так и для тюфяка Станислава Павловича в «­Родне».

Ломка штампов

Большой популярностью пользовалась экранизация романа Вениамина Каверина «Два капитана» Евгения Карелова. В ней Богатырев воплотил образ подлеца Михаила Ромашова. Сыграл он и в другой экранизации романа Каверина — «Открытая книга». Трудно представить себе иного Филиппка в киноромане Ильи Авербаха «Объяснение в любви» по мотивам книги Евгения Габриловича «Четыре четверти».

«Работая над ролью Филиппка в фильме Ильи Авербаха «Объяснение в любви», я даже стал вегетарианцем и ел в этот период только овощи и фрукты, бросил курение, — признавался актер. — Для меня каждая роль — это испытание себя, а главное, постоянная ломка наработанных штампов».

Режиссеры любили яркую фактуру Юрия Богатырева. Артист успешно сыграл в картинах Виталия Мельникова «Отпуск в сентябре», «Чужая жена и муж под кроватью», «Первая встреча, последняя встреча», Сергея Ашкенази «Время для размышлений», Геннадия Мелконяна «Нежданно-негаданно». Нашел собственные краски для помещика Манилова в экранизации поэмы Николая Гоголя «Мертвые души» режиссера Михаила Швейцера. Интересны и его поздние работы в драме «Доченька» Александра Бланка, бурлескном детективе «Презумпция невиновности» Евгения Татарского. Роль Владислава Разлогова позволила во второй раз после «Объяснения в любви» прикоснуться к прозе Евгения Габриловича, а костюмная музыкальная комедия «Дон Сезар де Базан» Яна Фрида — перевоплотиться в короля Испании Карла II.

Дорогой классиков

Актер с удовольствием играл на радио и телевидении, участвовал в детских передачах. Отдельной страстью Богатырева были живопись и рисование. Он признавался, что ему близки «мирискусники»: Бакст, Добужинский, Бенуа, Сомов. В 1989-м должна была состояться первая персональная выставка картин Юрия Георгиевича, но, увы, она прошла в Москве лишь после его смерти.

Он ушел 2 февраля 1989 года, не дожив месяца до своего 42-летия. Был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Свой солнечный свет Юрий Богатырев оставил нам в своих ролях.

Танцевать, теща!

Юрий Богатырев вспоминал: «Помните, как ругали в прессе «Родню»? За неуместную сатиру, циничное отношение к простым людям, надругательство и издевательство над ними. Да разве это так? На мой взгляд, картина «Родня», как и остальные картины Михалкова, полна сострадания к людям».

К роли, как всегда у Михалкова, подошли крайне серьезно. В том числе и к «хореографической» сцене. Финальную пляску ставил известный балетмейстер Большого театра. «Репетировали целый месяц, — рассказывал художник и актер Александр Адабашьян, снимавшийся в этом фильме. — Михалков хотел, чтобы все движения были отточенными и выразительными. Нонна Мордюкова оттоптала Юре все ноги. Она хотела быть главной в танце и буквально атаковала Богатырева».

НЕ ПРОПУСТИТЕ

2 и 3 марта на телеканале «Беларусь 3» ко дню рождения народного артиста РСФСР Юрия Богатырева увидим фильм Никиты Михалкова «Родня» по сценарию Виктора Мережко.

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter