Художник и время

Не каждая актриса может сыграть аристократку, а Людмила Былинская может
Не каждая актриса может сыграть аристократку, а Людмила Былинская может

У заслуженной артистки Республики Беларусь, ведущей актрисы Национального академического драматического театра имени М. Горького Людмилы Былинской (на снимке) — юбилей.



Театр — мир ее детства. Все сказки и волшебства в ее понимании происходили на сцене. Ее мама, актриса Лидия Ивановна Мацкевич, признанная коллегами первой красавицей труппы, работала в Белорусском театре имени Я. Купалы, в Бобруйском, а затем в Государственном театре музкомедии в Минске. Отец, актер Всеволод Владимирович Былинский, начинал еще в Первом товариществе белорусской драмы и комедии в Минске, был одним из группы основателей Купаловского, на сцене которого играл до конца жизни.

Дед Людмилы Былинской был священником, служил при монастыре в Лядах. В роду у бабушки тоже были священники. Когда родители летом уезжали на гастроли и не могли взять дочь с собой, девочку отправляли к родственникам, где в доме у батюшки она узнала и запомнила на всю жизнь заповедь: ко всем людям нужно относиться одинаково. Высокая нравственная планка была заложена в детстве так же, как и вера Богу. На протяжении жизни это помогало в тяжелейших ситуациях и спасало. Может быть, благодаря впитанному в детстве идет от Былинской лучезарное внутреннее свечение, которое притягивает к ней людей и в жизни, и на сцене.

Совсем ребенком ей довелось пережить многое. Вместе с родителями и купаловцами она встретила войну в Одессе, где гастролировал театр. Труппу эвакуировали в Томск. Все детские игры проходили в театральных декорациях во дворе дома, где шли спектакли и где их семье выделили комнату. А когда родители играли на сцене, девочка спала на руках у костюмеров. Вместе с театром она возвращалась из Томска в освобожденный Минск в поезде, который под Омском потерпел крушение. Погибли несколько купаловцев. Людмиле повезло: ее родители остались живы.

Размышлений, куда пойти учиться после школы, естественно, не было. В 1956 году Людмила Былинская поступила в Белорусский государственный театрально-художественный институт на актерский курс народного артиста БССР Константина Санникова и в 1960 году по окончании получила приглашение в купаловскую труппу. Но сильный и решительный характер проявился в самом начале творческого пути. Она отказалась идти работать в Театр имени Я. Купалы. «Там я всю жизнь буду «Людочкой, которая взрастала в этих стенах», а мне хочется быть самостоятельной» — так объяснила юная актриса свой поступок руководителю курса. Он понял, принял ее поступок и порекомендовал свою выпускницу в Государственный русский театр имени М. Горького. Так, с 1960 года и по сей день на его подмостках блистает Людмила Былинская.

Она занимается своим любимым делом и служит ему. Красивая, доброжелательная, она всегда обращала на себя внимание и притягивала. На нее заглядывались на улице.

В театре активно занимали в репертуаре молодую лирическую героиню. А после сыгранной ею Нины в «Маскараде» Лермонтова авторитет Былинской резко возрос. Ее искренняя, нежная, трогательно-незащищенная героиня, на мой взгляд, была намного точнее и органичнее, чем Тамара Макарова в той же роли в фильме «Маскарад» Сергея Герасимова. Верная, любящая, стойкая Гелена в «Варшавской мелодии» М. Зорина, казалось, воплощала на сцене характер самой актрисы. А потом была отважная Женя Комелькова в «А зори здесь тихие…». После этих спектаклей зрители стали ходить в театр «на Былинскую».

Эти роли, как и одна из недавних работ — Елизавета Яковлевна в спектакле «Эсфирь» Л. Улицкой, — роли в судьбе. Когда на сцене живешь, казалось бы, на пределе человеческих возможностей (истинный уровень мастерства!): когда каждая фраза, жест, взгляд, вздох ради того, чтобы хоть чем-то помочь сидящим в зале, уберечь от ошибок, подсказать выход из тупиковых ситуаций. Помочь и уберечь — это из отношения к жизни самой Людмилы Былинской.

Режиссер Борис Иванович Луценко, немало занимавший актрису в своих спектаклях, признается: «Былинская обладает магической силой притяжения: в ней есть и красота, и загадка, которую хочется разгадать, и трогательность. А внешне кажущаяся холодность — на самом деле сдержанность. Когда она пришла в театр, из нее сделали лирическую героиню, но хотелось сломать этот стереотип, и поэтому я назначил ее на роль Дженни Малины в спектакле «Трехгрошовая опера» (Дженни — хозяйка в доме увеселений. — Авт.). Актриса сыграла ее умной, напористой, агрессивной, знающей, чего хочет и чего добьется в жестком мире потребления». Неординарна и ее Надежда в «Последних» Горького.

А в «Макбете» ее леди Макдуф — трогательная, достигающая высокого трагизма в момент казни детей. В этой сцене она застывала, словно Мадонна во фреске. В зале в эти мгновения всегда были аплодисменты.

В исполнении у этой актрисы никогда не может быть пошлости. Во всех своих проявлениях она боялась переступить порог дозволенного. У нее достаточно ролей, которые войдут в историю Русского театра».
Трудно понять, почему актриса с такой выдающейся внешностью не была востребована кинематографом. А ведь начало было многообещающим. В 1963 году московский оператор Михаил Кожин (он впоследствии был оператором фильма «Анна Каренина») дебютировал как режиссер на белорусском телевидении, где снял короткометражный телевизионный фильм «Зимний дуб» по рассказу Юрия Нагибина. Былинская сыграла роль учительницы русского языка, горожанки, которая способна постичь мир деревенского мальчика, увидеть красоту в незнакомом ей сельском укладе жизни, понять и полюбить его. Впервые (и единственный раз в истории белорусского телевидения) лента получила главный приз «Золотая нимфа» на Международном кинофестивале телефильмов в Монте-Карло, главный приз «Мальчик с нарождающимся полумесяцем» в Федеративной Республике Германии, главный приз «Хрустальный маяк» в Праге.

За 52 года в родном театре актриса сыграла 92 роли: главные и эпизодические. Она всегда достоверна: и в светских салонах, и на полевом стане. Ее любят и уважают коллеги за скромность, доброту, достоинство и справедливость. Ни на сцене, ни в жизни никогда «не тянет одеяло на себя».

«Людмила Былинская — один из бриллиантов нашей труппы. В ней глубокое внутреннее напряжение сочетается с внешней сдержанностью и интеллигентностью. Не каждая актриса способна сыграть аристократку, а она может. У нее это в крови. Она одна из тех актрис, кто несет в себе русский психологический театр», — так считает художественный руководитель Национального драматического театра имени М. Горького Сергей Ковальчик.

Нелли КРИВОШЕЕВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter