Дарья Жук
Также удачно складывается и история фестивального шествия «Хрусталя» по международным киноплощадкам — премьера картины состоялась в июне в Карловых Варах, в июле фильм был удостоен Гран–при Одесского международного кинофестиваля. Совсем недавно Дарья Жук принимала главный приз конкурса «Копродукция. Окно в мир» на фесте в Выборге «Окно в Европу». Для того чтобы фильм смог принять участие в оскаровской гонке, по правилам он должен выйти в прокат в своей стране не позднее 30 сентября и иметь определенный зрительский успех.
Шлейф фильма действительно чуть–чуть опередил «невесту». Больше всего в «Хрустале» хотелось увидеть «наши 90–е», пленочку моей юности, когда разрушалась одна большая страна, а мы не унывали — тусовались на рейв–вечеринках и параллельно учились в университетах. Минск в то время бурлил, клубная культура была на высоте, и, если я правильно помню, сама режиссер была модным диджеем на рейв–площадках. Один из первых эпизодов картины — вечеринка в музее Азгура — действительно проникнут нежными чувствами к своему поколению, дерзкому и кислотному. Но эти чувства, вероятно, настолько щемящие, что разрывают минчанку Велю (Алина Насибуллина) изнутри, и она хочет уехать в Чикаго. Сочувствовать Веле не получается, вздорная девчонка в красном пальто таскает деньги у мамы — сотрудницы музея, а когда слышит упреки от родительницы — страдает и убивается, словом, ведет себя, как капризный подросток. Девушка уходит вразнос — бежит по делу в глубинку, врывается к незнакомым людям в квартиру, эстетически не совпадает с окружающей действительностью, та ей отвечает взаимной нелюбовью. В результате — насилие, слезы, крах. Но надежда на лучшее остается. Финал подростковой драмы вполне оптимистичный.
Кадр из фильма.
В последние годы, надо признать, фильмы белорусских режиссеров не радовали, чаще наоборот. Даже с точки зрения профессионализма — внятно рассказанной истории, мастерского монтажа и звука — кино Дарьи Жук приятно выделяется на общем фоне. Пусть бы «Хрусталь» стал для нашей студии точкой бифуркации: отныне будем снимать только хорошее и крепкое кино, показывать его на международных фестивалях, искать иностранных партнеров для копродукции — словом, вести взрослый кинобизнес. Мне кажется, это перспективная история.
Кадр из фильма.
АВТОРИТЕТНО
Ирина Дрига, первый заместитель министра культуры:
— Фильм «Хрусталь» — это копродукция нескольких стран, но поскольку наша студия принимала участие в съемках, от Министерства культуры мы обратились с ходатайством к нашим прокатчикам, чтобы они отнеслись к картине с должным вниманием. Если мы выдвигаем фильм на «Оскар» от Беларуси — у него должен быть зритель, это первое условие оскаровского комитета. Сама я кино «Хрусталь» посмотрела, но если позволите, впечатления оставлю при себе — о кино должны высказываться критики, журналисты и зрители.