Костел Вознесения Пресвятой Девы Марии в Будславе называют одним из семи чудес Беларуси.
Вернуть храму красоту и надежность
— Главное сейчас — сделать временную кровлю, чтобы укрыть храм от внешнего воздействия, — обозначил Александр Турчин. — Затем — подготовить проектно-сметную документацию, что уже сложнее. Ведь проблемы здесь не только с повреждениями вследствие пожара. Необходимо еще укрепить фундамент, есть вопросы с гидроизоляцией и в целом нужно продумать план реставрации храма, его внутреннего убранства. Это серьезные проекты, в том числе по времени реализации. Представление по объемам, масштабам и суммам мы получим после изготовления проектно-сметной документации.Также Александр Турчин подчеркнул, что государство заинтересовано приложить максимум усилий, чтобы вернуть объекту красоту, надежность, безопасность, и ценит желание каждого помочь в этой ситуации:
— Участие в восстановлении храма граждан — дополняющая часть общего дела. Мы благодарны всем людям и юридическим лицам, которые жертвуют на ремонт.
В Будславе состоялась рабочая встреча, посвященная вопросам восстановления костела.
Директор НПУП «Стройреконструкция» Белорусского общественного объединения архитекторов и деятелей строительных наук Геннадий Малашук добавил:
— По договору, заключенному с религиозной общиной Будславского костела, мы выполняем обследование здания после пожара. Оно пострадало довольно сильно. Температура пожара была более 1000 градусов, кровельная медь плавилась. Естественно, все деревянные конструкции были уничтожены, пострадал купол, оштукатуренный изнутри, с уникальными фресками. Сейчас представители «Белреставрации» определяют объем работ, который надо выполнить.
Когда крыша важнее всего
Специалист считает, что главное сейчас — уберечь здание от воды:— Если его будет заливать дождем, мы можем утратить этот памятник архитектуры. Известковый раствор, который скрепляет кирпичи, боится воды. Предварительное заключение по оценке огневого воздействия и рекомендации мы дадим 30 мая. Затем проектировщикам понадобится 3—4 месяца на подготовку документации. Все будет готово к осени — а там дожди, морозы. Поэтому сейчас идет речь о временной крыше. Уже есть предложение, как ее сделать с минимальными затратами и побыстрее, потому что лето может быть дождливым и холодным. Впрочем, мы готовы дать задание на проектирование как временной, так и постоянной кровли. Уже сделано 3D-сканирование чердачного помещения — точнее того, что было чердачным помещением. Осмотрели все конструкции — надо было определиться относительно угрозы обрушения. Своды в порядке, но на купол подниматься нельзя. Костел имеет свои особенности: когда его возводили, профессиональных геодезистов не было, и все его стены, фронтоны в разной степени отклонены от привычных нам прямых углов. Эту уникальную особенность необходимо учесть при проектировании. Мы все обмеряем, просчитываем несущую способность конструкций и даем рекомендации проектировщикам, а они реализуют.
Как и предполагалось изначально, больше всего досталось куполу храма — вокруг него было установлено большое количество деревянных стропил, и он оказался в эпицентре огня.
Серьезно пострадал купол храма, который оказался в эпицентре огня.
Есть у костела и «возрастные» особенности: например, трещины в своде нефов.
— После пожара раскрытия, увеличения трещин мы нигде не отметили, — заверяет Геннадий Малашук. — Конечно, вопросы по сводам, стенам, трещинам, гидроизоляции, подвалу, усилению фундамента нужно решать, но это проблемы второй очереди. Первоочередная же задача — сооружение крыши, хотя бы временной.
Специалисты предлагают три варианта материалов для обустройства временной кровли, но каждый из них имеет свои нюансы. Можно соорудить ее из металлоконструкций, но их нужно специально изготавливать, а это займет много времени. Для водружения наверх сборных плит, крупногабаритных, обладающих большим весом, потребуются мощные грузоподъемные механизмы. Для обустройства же деревянных стропил нужны 14-метровые бревна. Найти их в стране будет нелегко, а процедура закупки за границей и транспортировки может оказаться длительной.
Окончательное решение примут коллегиально, в согласовании с Министерством культуры и УКС Миноблисполкома.
Реликвия не повреждена
Вспомогательный епископ Минско-Могилевской архиепархии, председатель специальной комиссии по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и восстановлению костела Успения Пресвятой Девы Марии в Будславе Александр Яшевский обратил внимание на помощь в ликвидации пожара самих верующих:— Варта адзначыць, што, калi здарыўся пажар, настаяцель парафii Буцлаўскай, вернiкi, сем’i, якiя былi тут на духоўных практыкаваннях, далучылiся да таго, каб ратаваць касцёл i яго галоўныя каштоўнасцi — найсвяцешы сакрамэнт, iкону Мацi Божай Буцлаўскай. I мы дзякуем Богу, што самая вялiкая рэлiквiя не толькi для каталiкоў Беларусi, але i праваслаўных вернiкаў, захавалася. Яна не пашкоджана.
Священнослужитель также рассказал о налаженном сотрудничестве с Министерством культуры и выработке совместного алгоритма действий по восстановлению Будславской святыни.
zakharov@sb.by
nevmer@sb.by