На совещании с дипломатами Президент еще раз подтвердил тот факт, что наша страна, никогда и никому не доставлявшая никаких хлопот, оказалась на передовой гибридного противостояния, против нее развязана война, которая активно ведется в кабинетах, средствах массовой информации, социальных сетях, экономике и финансовой сфере. С полным на то основанием в этот перечень можно включить и дипломатическую сферу. А что, разве в августе 2020-го мы не видели западных дипломатов-«фронтовиков», которые чуть ли не напрямую координировали массовые акции неповиновения. Крутили карусели у судов, где по реальным уголовным статьям судили несчастных «политзаключенных». Ходили навещать не покалеченных во время несения службы правоохранителей, а родственников всяких уголовных элементов. Я уже не говорю о потоке словесной грязи, неприкрытых угрозах и просто хамском поведении. Ясно, что суверенная страна с таким мириться не может.
А посему 28 июня такого вот фронтовика, нет, даже командующего «белорусским» фронтом, главу представительства ЕС в Беларуси Дирка Шубеля наш МИД первым попросил немножко выйти вон. Что по этому поводу должен был сказать господин дипломат своим работодателям? Как по мне, так обратить их внимание на то, что за последние годы отношения между Беларусью и ЕС улучшились. Идет диалог по широкому кругу вопросов. Ожидается, причем с обоюдным нетерпением, скорейшее завершение обсуждения приоритетов партнерства между ЕС и нашей страной — документа, который определит взаимные интересы во многих областях, включая экономику, права человека и ядерную безопасность.
Не удивляйтесь: все вышесказанное — это короткий дайджест одного из интервью Шубеля, в котором он в превосходной степени характеризовал взаимовыгодное сотрудничество Евросоюза и нашей страны. Вот и повторил бы как человек честный эти мысли. И если уж совсем по совести поступать, и добавить мог, что пускать под откос с большим трудом и десятилетиями выстраиваемые взаимоотношения в угоду отщепенцам, предпринявшим попытку свержения действующей власти (в том числе и с применением террора, как стало известно) насильственным путем, не только недальновидно, но и преступно.
Насчет совести — это утопия. Нынешняя генерация дипломатов западной школы к категории дипломатической совесть никоим образом не относит — тому примеров тыщи, и приводить их не будем. Вот двойные, если не тройные стандарты беспримерной наглости попытки вмешательства во внутренние дела суверенной страны, попытки жизни поучить, условия выставить — это пожалуйста.
Вот и наш отставленный дипломат туда же и на днях разразился очередным пассажем про то, как, оказывается, ЕС очень ответственно и продуманно подошел к принятию санкций против белорусских властей, чтобы… «оказать поддержку народу Беларуси, который попал под репрессии и угнетение».
Вот скажите, разве можно так нагло передергивать? Ведь что такое секторальные санкции, цинично введенные против наших самых конкурентоспособных предприятий и целых отраслей? Это, выражаясь языком военных, ковровые бомбардировки. Огонь по площадям, тотальное уничтожение всех и вся. Без деления на своих и чужих. А дальше смотрите, что может получиться.
Итак, обычная белорусская семья с ярко выраженным плюрализмом мнений, который отчетливо проявился на недавних выборах. Муж, сраженный наповал банным фото одного из кандидатов, не колеблясь отдал голос за нее. Жена, и это ее право, поверила человеку, который всегда обещал говорить правду. Дочка из политического поля временно выпала — второй ребенок и квартира в кредит. Сын… история отдельная и грустная — с невероятным упорством искал приключений на одно место на уличных акциях, чем полтора года себе обеспечил. Дурак, конечно, но любимый же, и как его без передачек на зону оставить.
За ними бы дело не стало, но тут свершилось — грянули, и во благо семьи этой, санкции. Завод, где все они дружно работали, под ними. Конвейер на последнем издыхании, комплектующих нет, готовую продукцию не сбыть. Ближайшая перспектива — неполная занятость и неминуемое сокращение. И ладно бы все это «ябатькам» на голову свалилось, но мы-то свои.
Идем и считаем дальше. В отраслях, на предприятиях из санкционного списка работают сотни тысяч людей. Пятнадцать, а может, и больше, судя по результатам президентских выборов, процентов их к сторонникам действующей власти не отнесешь, но санкции бьют и по ним. За что? Извините, им говорят, ничего личного, пуля — дура. Честно говоря, тем, кто все это придумал, я в уме отказываю напрочь.
Господину нашему Шубелю, извините, тоже. Потому что уж совсем недалеким нужно быть, чтобы заявить, цитирую, вот такое: «И, конечно же, когда состоятся повторные президентские выборы под надлежащим международным наблюдением. Когда начнется диалог с народом, тогда мы можем рассматривать вопрос об уменьшении санкций и, возможно, об отмене их на каком-то этапе».
Что здесь не так? Все. Особенно в части наблюдения этого. Если господин экс-посол не в курсе его тонкостей, две цитаты.
Год 2012-й, прокурор штата Техас Грег Эббот: «Представители ОБСЕ не допускаются законами штата Техас на избирательные участки. Присутствие представителей ОБСЕ в пределах сотни футов от входа на участок для голосования может быть расценено как преступление. Несоблюдение этих требований может привести к тому, что представители ОБСЕ понесут уголовную ответственность».
Год 2020-й, глава миссии наблюдателей БДИЧП ОБСЕ Урсула Гацек: «В некоторых штатах, согласно законодательству, запрещено присутствие иностранных наблюдателей на избирательных участках. Мы рекомендуем, чтобы эти законы были изменены, с тем чтобы мы могли наблюдать за выборами».
Вывод из сказанного: в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Вот в такой, самый демократический в мире, попробовали сходить и утерлись, хвост поджали, даже не пискнули в ответ. И потому, что у сильного, сами знаете, кто виноват, и потому, что наблюдатель — это гость. Звать или не звать его — право принимающей стороны, и навязывать свои правила диктовать условия ей он не может. Конструктивные замечания — да пожалуйста, учтем. И не более.
И если карьерный дипломат Шубель этого не понимает, то… То не потому ли, что на месте суверенной независимой Беларуси видит (или хотел бы видеть) некий протекторат Белорутения? Этакая, понимаете, аберрация сознания.
Она же имеет место быть и в отношении набивших оскомину призывов к диалогу. Уж сколько было сказано, что он идет вовсю, что граждане, общественные организации, партии, представители конструктивной оппозиции давно и плодотворно дискутируют по поводу изменений в обществе и его Конституции, Шубелю и иже с ним хоть кол на голове теши. Им в качестве высокой договаривающейся стороны подавай тех, кто страну свою пляжит, где ни попадя просто исходит злобой и ненавистью от того, что она все равно живет, развивается, прирастает капиталом материальным и человеческим. И, повторюсь, совсем думмкопф нужно быть, если думать, что кто-то с такими за один стол сядет.
С этим, что уже удивительно, полностью солидарен и аксакал, патриарх и гуру протестного движения в одном лице Зенон Позняк. Он, а это легко проверяется, призывы к санкциям людей, сидящих за рубежом, существующих на чужом финансировании, назвал подлостью. И знаете, это тот случай, когда с идеологическим противником не поспоришь.
И вот еще напоследок. А почему бы, подумалось, и господину нашему Шубелю, и другим отставной козы барабанщикам-дипломатам, которых тоже из Беларуси попросили, не собраться вместе, не слетать в Америку и не навестить родственников политзаключенных, осужденных антинародным режимом Байдена за штурм Капитолия. Или слабо?
kuchko@sb.by
Хоть кол на голове теши
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.