– Если взять за основу формулу «хочу – могу – надо», существует ли какой-то понятный алгоритм, позволяющий сделать наиболее оптимальный выбор?
– Помощь школьникам в профессиональном самоопределении – непростая задача, которая, как правило, ложится на законных представителей, педагогов и психологов. Проблема не исчерпывается только знакомством с миром профессий. Любая из них предъявляет особые требования к личности. И старшеклассники должны понимать, что при выборе будущей специальности важно учитывать индивидуальные особенности своей личности, уметь объективно оценить свои знания и имеющиеся навыки. Вы верно подметили: схематично условия оптимального выбора можно представить в виде трех китов – «хочу», «могу» и «надо». В этой формуле «хочу» – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы); «могу» – возможности (способности, характер, темперамент, преобладающий тип мышления, тип личности, уровень знаний, состояние здоровья с учетом медицинских ограничений); «надо» – потребности общества в кадрах (есть ли спрос на рынке труда на данную профессию) и осознание необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей. Что для этого можно сделать? Изучи самого себя: разберись в своих интересах (что тебя занимает на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях характера и физических возможностях. Подумай над своими сильными и слабыми сторонами, выдели главные и второстепенные качества. Ознакомься с профессиями, которые больше всего тебе подходят: можно провести собственное мини-исследование в интернете и печатных изданиях и собрать максимум информации по ним. Здорово, если есть возможность пообщаться с представителями интересующей специальности: постарайся побывать на рабочем месте, ознакомиться с характером и условиями труда. Затем изучи учебные заведения, где можно получить выбранную профессию. Приняв решение, смело достигай цели и не пасуй перед трудностями.
– Нередко выбор профессии сопровождается участием всей семьи: родителям, бабушкам и дедушкам кажется, что им, как людям более опытным, виднее, какую специальность следует выбрать сыну или внуку. Стоит ли выпускникам прислушиваться к старшим, а родителям – настаивать на своем?
– Самое мудрое, что могут сделать родители в такой ситуации, – помочь ребенку «нащупать» правильное направление, но ни в коем случае не тянуть его за уши, куда сочтут нужным. Рассмотрим на примере. Если я хочу отдать сына или дочь в медицину, чтобы он или она продолжил династию, а ребенок при этом все детство падает в обморок при сдаче крови, ну какой из него получится медик? Он даже учиться нормально не сможет. Некоторые специальности могут быть противопоказаны по состоянию здоровья. Больное сердце? Забудь про вузы силового блока. Сильно упало зрение? Вряд ли стоит мечтать про ИТ. Зачем, по-вашему, при подаче документов в вуз или колледж абитуриенты предоставляют медицинскую справку? Это нужно, чтобы понять, а сможет ли ребенок вообще обучаться здесь, нет ли каких-либо противопоказаний. Поэтому совет родителям: если действительно хотите посодействовать своему сыну или дочери в самоопределении, помогите ему узнать свои способности и направить усилия в нужном русле.
– Другая крайность – когда родители отговаривают ребенка от поступления на ту специальность, которой владеют сами. Мол, настолько хорошо знают все ее «прелести», что своему сыну или дочери такой участи не пожелают...
– Увы, бывает и так. Мама всю жизнь проработала педагогом и, зная, насколько нелегок этот хлеб, отговаривает дочку от поступления в педвуз. Но постойте: педагогика – это больше чем профессия. Это призвание! И разве разумно стоять на пути у абитуриента, пожелавшего избрать столь благородное дело? В конце концов, даже если не случится большой любви с учительством, можно уйти в смежную специальность: филологам – в журналистику, PR или рекламу, физикам-математикам – в ИТ, учителям физвоспитания – в фитнес-тренеры.
– С какого класса школьнику стоит «примеряться» к определенной профессии и всерьез задумываться о будущем? Кажется не очень разумным откладывать до старших классов, чтобы потом спохватиться в последний момент...
– Все индивидуально. Кому-то уже в начальных классах стоит задуматься, потому что четко прослеживается какая-то направленность, например, видна творческая жилка. В игровой форме можно знакомить с профессиями уже с раннего детства, чтобы ребенок учился понимать их суть. Часто во время профориентационного тестирования школьников мы сталкиваемся с тем, что ребята в 8–9-х классах имеют весьма общее представление о специальностях: доктор лечит, продавец продает. Но в разные сферы можно зайти с разных сторон. Возьмем, к примеру, ИТ: если школьник тяготеет к творчеству, можно попробовать себя в веб- или гейм-дизайне, если дружит с математикой, тогда стоит рассмотреть классическое программирование. К тому же сейчас очень много специальностей, позволяющих сочетать в себе как творческие компетенции, так и инженерные. Так, у нас в БНТУ обучают по специальности «Промышленный дизайн». Чтобы создать не только красивую, но и функциональную вещь, выпускники должны знать, как она устроена изнутри.
КСТАТИ
В БНТУ оказывают услугу по профориентационному тестированию школьников. Пройти его можно как очно, так и дистанционно. Услуга платная, необходимо предварительно записаться. Также Республиканский институт профессионального образования разработал комплекс онлайн-методик «ПрофиТест» – они доступны на сайте РИПО.
derzhanovich@sb.by