Обладание дальнобойными ракетами усиливает оборонный потенциал

Хочешь мира — готовься к защите

Киев уже давно принял на вооружение ракеты дальнего действия западного производства, но ни Вашингтон, ни Брюссель до сих пор не дали Украине разрешения применять это вооружение по целям на территории России. Чего ждать в будущем? И в то же время как мы развиваем свою ракетную отрасль?

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы обладаем всем необходимым, чтобы гарантированно защитить себя и, как говорят военные, нанести противнику неприемлемый ущерб. В этом суть нашей стратегии.

На совещании с руководящим составом государственных органов системы обеспечения национальной безопасности, 20 февраля 2024 года.

Психологическое оружие

Западноевропейские эксперты уверены, что разрешение Зеленскому бить по тылам России кардинальных перемен на фронте не принесет, так как у Киева недостаточно вооружения такого типа. Также подчеркивается, что по отношению к государствам Европы, поставляющим оружие Украине, Россия пока еще проявляет терпение. Она понимает, что европейцы не являются суверенными и независимыми: решения им диктует Вашингтон. Но все же, когда речь идет об использовании для ударов по российской территории высокоточного дальнобойного оружия, — это другое.

Полетные задания в такие системы прицеливания могут вносить только военнослужащие стран НАТО, а разведданные для этого способны поставлять только спутники Евросоюза либо США. «Это будет означать, что ­страны НАТО, США, европейские страны воюют с нами. А если это так, то, имея в виду изменение самой сути этого конфликта, мы будем принимать соответствующие решения, исходя из тех угроз, которые нам будут создаваться», — четко обозначил позицию российский ­­Президент Владимир Путин.
По мнению американских аналитиков, Россия заранее вывела из-под возможного удара многие важные вероятные цели. К тому же CNN подчеркивает, что Киев уже израсходовал большую часть поставленных ему крылатых ракет, а больше Запад дать просто не в состоянии. Они отложены «на черный день» и для возможного глобального конфликта, поэтому отправлять в другие страны дефицитное оружие НАТО не будет.
Последнее слово в снятии запрета на удары по России западными ракетами остается за США. Но тут необходимо учитывать очень важное обстоятельство. Дело в том, что ATACMS — чисто американская «игрушка», а вот Storm Shadow — это уже США, Великобритания, Италия и Франция. Поэтому решение об использовании этих ракет должно быть общим. Такого разрешения киевскому режиму руководство этих стран тоже не давало.


Поэтому все умозаключения о том, что Киев получил «долгожданное разрешение», — это просто слова. Западные пропагандисты пытаются напугать россиян тем, что Украине якобы скоро разрешат бить дальнобойным высокоточным оружием по территории их страны. На самом деле это сегодня скорее попытка устрашения.

Долгосрочные планы

ATACMS как цель для подразделений зенитно-ракетных войск огромной сложности не представляет. Системы С-300, С-400 «Триумф», обладающие потенциалом нестратегической ПРО, успешно ведут борьбу со средствами воздушного нападения. Кроме того, С-350 «Витязь» способна одновременно обстреливать 12 баллистических целей типа ATACMS.

Отсюда и ответ на вопрос, зачем Беларуси ракетное вооружение и долгосрочные планы отечественной оборонной промышленности по его созданию. ­­Президент Александр ­­Лукашенко говорит нашим агрессивным соседям, что мы придерживаемся принципа мирного урегулирования споров. В то же время готовы, а главное, можем отстаивать свои национальные интересы. Глава государства еще 22 мая 2020 года во время посещения опытно-испытательного участка научно-производственного общества с ограниченной ответственностью «ОКБ ТСП» выразил суть нашей оборонки: «Войну никто не отменял. И, к сожалению, к ней приходится готовиться в мирное время. Никуда не денешься. Если не будешь готовиться, не дай бог, конечно, сейчас, то будешь пожинать горькие плоды потом».
Мы понимаем, что разработка ракетного вооружения и в целом укрепление армии стоят немалых денег. Тем не менее боеспособность Вооруженных Сил остается одним из первостепенных вопросов, и Глава государства убежден: на обороне экономить нельзя.
В последние несколько лет отрасль ракетостроения в нашей стране неизменно ассоциируется с реактивной системой залпового огня «Полонез». Впервые это оружие представили широкой публике в 2015 году. С тех пор комплекс постоянно совершенствуется. Причем весьма приличными темпами, что подтверждается результатами этой работы — дальность применения увеличена с 200 до 300 километров.

Дальность полета

Номенклатура ракетного оружия, производимого белорусским ВПК, постоянно расширяется: это и противотанковый ракетный комплекс «Шершень», гранатометный «Сапфир», разработанный в Беларуси ЗРК «Бук-МБ2К», который еще называют «Цитаделью», модернизированная в нашей стране система залпового огня «Ураган-М», которая уже успешно прошла стрельбовые испытания. А на первой зенитной управляемой ракете отечественного производства, предназначенной как раз для «Цитадели» (ее пуск состоялся 19 февраля 2020 года), даже расписался Глава государства.

Кроме того, мы освоили ремонт и модернизацию авиационных управляемых ракет, оснастив их лазерными и тепловизионными головками самонаведения. Разработана белорусскими конструкторами и первая малогабаритная крылатая ракета «Аскалон». Она оснащена турбореактивным двигателем, который способен развивать скорость до 700 км/ч. Практическая дальность полета составляет 310 км.
Акцент в современных военных конфликтах все больше смещается в сторону противостояния искусственного интеллекта, что продиктовано необходимостью сохранения человеческих жизней. И наши специалисты держат руку на пульсе. 
Поэтому выполнение программы ракетостроения — это тот момент, который должен завершать очередной цикл развития всего военно-промышленного комплекса страны. А главная наша задача — технологический суверенитет и автономность белорусской армии как в технике, так и в оружии.


КОЛИЧЕСТВО ОГРАНИЧЕНО

До СВО у США было около тысячи ракет ATACMS, почти сотню они уже поставили ВСУ и при таком раскладе смогут дать еще не более 200. Эти ракеты уже использовались Киевом: одна из самых крупных атак ATACMS — обстрел Севастополя 23 июня. Тогда ранения и травмы разной степени получили 124 человека, включая 27 детей.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД

Большой интерес для нашей армии представляет отечественная реактивная система залпового огня «Флейта», созданная на базе легкобронированного автомобиля. Благодаря современной системе автоматизации время развертывания на местности занимает не более 1 минуты, а подготовка к стрельбе — около 30 секунд. Применение подобных систем на дистанционно управляемых роботизированных комплексах позволяет сохранить личный состав.

Еще один образец новейших реактивных систем залпового огня — «Шквал», калибром 122 мм. Установка оснащена направляющими для боеприпасов отечественного производства, а также автоматической системой ведения огня, оборудованием для спутниковой навигации и метеостанцией. Сокращено время нахождения боевых машин на пусковой позиции. Это критически важно в боевых условиях, когда после нанесения удара техника должна менять позицию. Белорусские разработчики смогли повысить мощность боеприпаса, а также вдвое увеличить их дальность — до 40 километров.

Александр Тиханский, военно-политический аналитик, кандидат социологических наук.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter