Что имеем, то храним: почему многие жильцы превращают балконы в склады рухляди

Хлам наш насущный

Случаи обрушения балконов в стране не единичны. После каждого из них проводятся расследования, обследования, выносятся предупреждения. И вновь – тишина. До следующего раза. Что влияет на безопасность использования балконов и лоджий? Все ли необходимое делается службами жилищно-коммунального хозяйства для предупреждения подобных ЧП? Почему в Витебской области около тысячи балконов нуждаются в текущем ремонте и сотни — в капитальном, выясняла журналист «Рэспублікі».

Риск — дело неблагородное

Итак, попробуем изучить проблему изнутри. Как и любая несущая конструкция, новая балконная плита, исходя из состава и технических характеристик использованных при ее изготовлении материалов и конструкций, имеет свой запас прочности. Говорить о каких-то единых стандартах несущей способности в старых домах довольно сложно. Вот почему у одних жильцов плита и через 50 лет как новенькая, а у других торчат лишь ребра арматуры.

Куча-мала, которая вот-вот может обрушиться на прохожих
Фото автора

На сохранность балконной плиты за прошедшие десятилетия могли не лучшим образом повлиять самые разные факторы. Например, кто-то ежегодно разделывал здесь топором тушу привезенного из деревни кабанчика. Другой хранил стеллажи тяжелой керамической плитки. Третий так и не удосужился за много лет сделать остекление и ленился зимой убирать снег – в итоге сугробы и лед оказали свое разрушающее действие.

Сейчас стало модно благоустраивать балконы и лоджии с помощью цементной стяжки и керамогранита. Посчитайте, сколько килограммов веса в итоге вы добавляете на каждый метр квадратный? Плюс – вынесли на балкон холодильник, поставили пару тяжелых кресел и с удовольствием пьете чаек в компании друзей…

А вот задуматься над тем, выдержит ли плита такую нагрузку, а уж тем более предварительно ознакомиться с проектной и техническо-нормативной документацией догадывается далеко не каждый. Создаем комфорт. Рискованный и для себя, и для тех, кто живет ниже.

Мне снизу видно все

Старые дома в микрорайоне улицы Чкалова. Разномастные балконы. Где-то – море цветов, настоящие оранжереи. Но чаще всего – выглядывающие из-за штор и остекления дряхлые шкафы, комоды, холодильники. Да, в хозяйстве все пригодится. Но, может быть, не в этом случае и не в этом месте? Вот с одного из незастекленных балконов практически на голову прохожим грозит обрушиться целая гора хлама. Старые доски, тазики, кастрюли…

Почему местные ЖЭУ не принимают мер? Задаю этот вопрос начальнику отдела жилищного хозяйства главного управления ЖКХ Витебского облисполкома Наталье Селюк. Наталья Константиновна уверена:

– Делаем все необходимое. В текущем ремонте по области нуждаются свыше 700 балконов, 80 из них – в Витебске. Почему так мало? Это те, которые запланировано отремонтировать в преддверии зимы. Что касается захламления – есть правила пользования жилыми помещениями. Ничего тяжелого на балконах хранить нельзя. В пункте 16.5 прописано: запрещается загромождать балконы и лоджии. Есть еще пункты про обязанность обеспечивать сохранность конструктивных элементов и необходимость соблюдения чистоты. Думаю, этого достаточно, чтобы призвать людей к порядку. По количеству предписаний и наказаний ничего сказать не могу – у нас такой информации нет. Лучше обратиться в ЖРЭТ Витебска.

Обращаюсь в ЖРЭТ – нужных мне сведений нет и там. Так же как и по общему количеству балконов, нуждающихся в ремонте. По ремонтам жрэтовцы предлагают позвонить в УКПП «Витебское ГЖКХ» (забегая наперед, скажу: там меня, в свою очередь, перенаправили обратно в ЖРЭТ), а что касается предупреждений и штрафов – собрать информацию по жилищно-эксплуатационным участкам. ЖЭУ обзваниваю сама лично. Увы, четкой цифры состарившихся, аварийных и поврежденных балконов тут тоже не нахожу. Предписания по захламлению балконов – единичные. Оказывается, что большей частью коммунальщики лишь реагируют на заявления соседей. Целевые рейды и осмотры не проводятся. Всего несколько фактов – по штрафам в половину базовой величины. Ведущий инженер ЖЭУ № 5 Татьяна Соловьева объясняет общую, пожалуй, позицию: на открытых балконах хозяева хлам хранят редко, а на закрытых беспорядок не всегда увидишь.

Достаточно ли рычагов?

В беседе с журналистом специалисты признались: да, нынешние требования законодательства в плане целевого использования и предупреждения разрушений балконов и лоджий весьма расплывчаты. Нет четких формулировок о том, что можно и что нельзя тут хранить, не обозначены весовые ограничения. Инкриминировать загромождение бывает совсем непросто. Как, например, доказать жильцу, что холодильник, аккуратно стоящий в углу, или тяжеленный комод – это хлам? Проходу вроде не мешает. Вполне себе чистый, совсем не взрыво- и не огнеопасный… Почему такие вещи нельзя хранить на балконе, а, скажем, стеллажи банок с закатками – можно?

В итоге каждый понимает свои права и обязанности по-своему. Например, в корпункт «Рэспублікі» обратилась женщина, проживающая на первом этаже пятиэтажного дома. С жалобой на соседей сверху, которые на балконе… выгуливают собаку. Жалобщицу можно понять – вонь стоит жуткая, форточку открыть невозможно, под окнами – настоящий туалет.

Такие балконы притягивают взор и становятся украшением улицы

Вторая витебчанка тоже настроена воинственно в отношении соседей. Семейная пара сверху решила укрепить вполне еще приличную на вид балконную плиту и стала методично доставать тех, кто живет пониже, – убирайте, мол, свое остекление, так как оно мешает. Те уперлись, показали в ответ разрешение на остекление и тоже выставили ультиматум: сначала, мол, наведите порядок на своем балконе – вынесите старую мебель, прогнившие ковры и другой хлам, который не лучшим образом влияет на несущую способность перекрытия – то есть нашего потолка...

Спор зашел в тупик. Конструктивно разрешить его не смогли даже сотрудники жилищно-коммунальных служб. По крайней мере, и остекление нижних, и старая мебель верхних жильцов – до сих пор все остается на своих местах.

Подводим итог: ремонт балконной плиты – дело дорогостоящее. Часто требует специально разработанного проекта. Выполнить процедуру своими силами собственник жилья не в силах. А это значит, что огромные расходы в итоге ложатся на бюджет. В то же время, настаивая на ремонте, заявители практически всегда используют неоспоримые доводы – разрушающаяся конструкция, мол, небезопасна как для живущих в этой квартире, так и для ниже проживающих соседей. А еще куски бетона могут упасть на прохожих… Так что ремонтировать ЖКХ все равно приходится. Но, согласитесь, параллельно с этим не мешало бы принимать более строгие меры по отношению к нерадивым собственникам. По крайней мере, немаленькие суммы штрафов за создание свалок на балконах и лоджиях тоже могли бы пойти на благие цели, перекрыв часть вынужденных затрат на приведение конструкций в порядок.

begunova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter