Разработки БГТУ помогли усовершенствовать работу целого ряда предприятий «Беллесбумпрома».
Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат (ЦКК) и его филиал «Бумажная фабрика «Красная Звезда», Слонимский картонно-бумажный завод «Альбертин», шкловский «Завод газетной бумаги», бумажная фабрика «Спартак» — все эти предприятия заинтересованы в сотрудничестве с учеными вуза, которые хорошо знакомы с проблемами отрасли.
— Мы готовы внедрить свои разработки на пяти предприятиях отрасли, — рассказывает заведующая кафедрой химической переработки древесины БГТУ профессор Наталья Черная. —Эффекты такого сотрудничества экономически выверены. Все проекты окупаемы и помогут поднять работу отрасли на новый качественный уровень.
Первая и главная проблема — зависимость от импортного сырья, из которого производятся бумага и картон. От таких же импортируемых и дорогостоящих химикатов, без которых также невозможно получить конечный продукт. Но, как оказывается, если задаться целью, ничего невозможного нет. И первое доказательство тому — создание на базе Светлогорского ЦКК нового крупного комплекса по получению беленой сульфатной целлюлозы с уникальными системами регенерации химикатов и утилизации сточных вод.
— Целлюлозы, которая производится здесь, — говорит Наталья Черная, — должно хватить, чтобы удовлетворить потребности всех целлюлозных фабрик. И еще отправить значительную часть этой продукции на экспорт. Впрочем, если до сих пор здесь выпускали целлюлозу небеленую (она имела цвет янтаря), сейчас запускается вторая очередь производства, которая позволит выпускать беленое сырье. И в этом — немалая заслуга БГТУ, эксперты которого также принимали участие на различных этапах принятия решения о необходимости такого производства в стране и целесообразности строительства второй очереди на предприятии. Наша целлюлоза будет дешевле, чем импортный продукт, на 10—15%, что уже очень много.
— Это в любом случае дешевле, чем везти сырье из-за рубежа и быть зависимыми от внешних поставок, — высказывает мнение Наталья Черная. — Более того, по качеству наше сырье будет превосходить импортные аналоги. Ответ на вопрос «Целлюлоза или макулатура?», по мнению Натальи Черной, очевиден: конечно же, целлюлоза. Многие предприятия работают с макулатурой только потому, что их заставляет жизнь. Поставщики макулатуры бывают разные, и качество ее очень разное. Поэтому с ней работать тяжело. Если бы предприятию предложили качественную и недорогую целлюлозу, каждое было бы просто счастливо.
Впрочем, целлюлоза не единственное перспективное собственное сырье для получения бумаги, доказали ученые вуза. Итогом стал проект, который апробируется в РУП «Завод газетной бумаги». «При получении термомеханической массы, —рассказывает Наталья Черная, —мы предложили заменить часть дорогостоящих пород хвойной древесины на лиственную, которой в стране много и которую никто до сих пор не знал, куда применить. Для лесопиления, производства мебели, поскольку это тонкомерная древесина, она не подходит».
В целом, отмечает Наталья Черная, есть два пути получения современной продукции —это замена дорогостоящего оборудования или же замена химикатов. И, конечно же, второй путь для предприятий намного проще. Понимая это, ученые вуза предложили целый ряд новаций, связанных с разработкой наших, а значит более дешевых химикатов. «Мы помогли филиалу «Бумажная фабрика «Красная Звезда» повысить качество гофрированного картона и сэкономить на применении импортных химикатов, —говорит завкафедрой. —В итоге стоимость добавки, разработанной вузом в сотрудничестве с НИИ физико-химических проблем БГУ, в сравнении с импортным аналогом снизилась на 10—15 процентов. А это значит, что бумага и картон, которые производятся здесь, тоже подешевели, в то время как качество продукции, напротив, выросло. Ожидаемый годовой экономический эффект от такого ноу-хау предварительно оценивается в десятки тысяч евро. Но на этом ученые не остановились. Они предложили предприятиям концерна «Беллесбумпром» восемнадцать инновационных разработок и некоторые —на перспективу. Например, создание цеха по производству фильтровального картона». Это важный продукт на постсоветском пространстве, убеждена профессор, который используется для фильтрования пищевых продуктов. Для пищевой сферы, машино- и авиастроения. Ничего подобного у нас до сих пор не было.
Разработки ученых БГТУ выполнялись на средства госпрограмм, поэтому выход их на производство был условием обязательным. И не просто выход, а получение значимого эффекта по ресурсо-, энергосбережению, импортозамещению. Было важно, чтобы в итоге улучшилось качество продукта, а следовательно, предприятие получило большую прибыль. «Это самое сложное, чтобы производственники поверили в результат, —делится волнениями завкафедрой, — чтобы не было ни одного килограмма брака. Для этого, когда наши новации внедряются в производство, мы проводим авторский надзор, лично присутствуем там по два-три дня».
В копилке коллектива кафедры, признается Наталья Черная, еще много разработок и на перспективу. Например, одна из них обеспечила бы прорыв в плитном производстве. «Плитчики сетуют на содержание формальдегида в плитной продукции, — говорит она. — В идеале это материалы с эмиссией Е-0, то есть без формальдегида. У нас выпустить плиту Е-1 уже большое счастье. В основном выпускают Е-2. Мы же смогли убрать содержание свободных формальдегидов практически до нуля». Впрочем, что в вузе рождаются столь современные идеи, неудивительно. Ведь здесь работают люди, влюбленные в свое дело, настоящие эксперты в своей области. «Бумага может петь, —удивляет меня Наталья Черная, посвятившая всю свою жизнь данной сфере. — Порвите лист газеты, писчей бумаги — каждая издает свой звук. Я практикую сдачу коллоквиума у студентов, где составляется мелодия «Маленькой елочке холодно зимой». Может быть, неожиданно, но звук может рассказать многое: о месте происхождения бумаги, методе подготовки сырья для нее. А по торчащим краям волоконцев можно сказать, из какой целлюлозы — хвойной, лиственной или макулатуры — ее изготовили».
veraart14@mail.ru