Памятник с именами жителей Лоева, погибших от рук нацистских палачей.
В стиле нацистов
На момент начала Великой Отечественной войны Лоевский район являлся одним из самых молодых в Гомельской области. В составе Речицкого округа он был образован в 1926 году. Сам Лоев по укоренившейся привычке еще долгое время называли местечком.Для гитлеровцев район не являлся опорным пунктом. Дислокации больших частей вермахта на постоянной основе здесь не было. Крупный гарнизон и органы оккупационной власти находились в соседнем Брагине. Периодически туда же целыми группами увозили жителей Лоевского района. Обратно возвращались немногие...
На месте нынешнего районного Дома культуры размещался штаб полиции. Туда также доставляли тех, кого подозревали в связях с партизанами. После допросов с пытками их расстреливали во рву недалеко от здания. Это одно из четырех известных мест массовых захоронений. Все они указаны на картах-схемах, имеющихся в архивных документах. После войны останки погибших перезахоронили.
Отношение оккупантов к местному населению соответствовало нацистским стандартам: грабеж, насилие, убийства. А с начала 1943-го, ставшего переломным во всей войне, на поток были поставлены карательные акции, во время которых сжигались целые деревни. Часть жителей уничтожали, остальных колоннами гнали в сторону Речицы. Там, словно скот, запирали в вагонах и по железной дороге увозили в Германию. Узников ждали рабский труд и бесчеловечное отношение.
Материалы дела о фактах геноцида в Лоевском районе.
Дети войны
Прокурор Лоевского района Владимир Савченко рассказывает о результатах работы по уголовному делу. Материалы, собранные совместно с сотрудниками РОСК, уже занимают девять томов. И, очевидно, это не предел: следственные действия продолжаются.Самые ценные источники информации — свидетели, дожившие до нашего времени. Их, к сожалению, становится все меньше. Возраст каждого давно перешагнул 80-летний рубеж. Люди, которых принято называть детьми войны, пронесли ее ужасы через всю жизнь в своих воспоминаниях. Некоторые события они описывают так, будто это случилось с ними вчера.
Обращаемся к их показаниям. Жительницы деревни Синск — Мария Васильевна Лемех и Нина Ивановна Буховец (им по 90 лет) — почти слово в слово рассказали о том, как было уничтожено село. Сперва его жителей под дулами автоматов загнали на возвышенность. Оттуда сельчане видели, как немцы разъезжают на мотоциклах и поджигают хату за хатой. А затем всех погнали в сторону Речицы для отправки в Германию.
В живых остались только трое
Матрене Юрьевне Афанасенко запомнилось убийство жителей деревни Мохов. Незадолго до этого на партизанской мине подорвался автомобиль оккупантов. Волею случая 12-летняя Матрена в этот момент была совсем рядом:— Я относила обед моей тетке, которая в поле копала картошку. И тут на перекрестке как бабахнет — взорвалась машина с немцами. Я испугалась, упала на землю, потом побежала к деду, который сушил зерно. Дед сказал быстрее собирать зерно, потому что теперь деревню будут сжигать. Приехали немцы, схватили тех, кого смогли, и согнали человек 40 к школе. Потом вывели 13 человек и расстреляли из винтовок…
Троих мужчин судьба уберегла — они остались живы. В тот раз палачи, вопреки обыкновению, не проверяли жертв, предпочтя поскорее убраться с места преступления. Следом, с трудом поднявшись, вытирая свою и чужую кровь рукавами рубашек, разошлись по домам и трое выживших. Матрена Юрьевна называет их имена: Адам Аникеенко, Александр Максименко, Василий Лысенок. Остальных земляков сельчане похоронили на кладбище. Вскоре после этого расстрела немцев погнали — наступала Красная армия.
А вот свидетелей уничтожения деревни Хатки не осталось. Село, название которого созвучно со знаменитой Хатынью, постигла та же трагическая участь. Ее жителей нацисты уничтожали дважды. В первый раз — в начале 1943-го. Тогда каратели расстреляли 13 человек. А в июне они нагрянули снова. В этот раз в гумно (зернохранилище) загнали 55 мирных жителей — местных и земляков из окрестных деревень. После чего оккупанты сожгли их заживо.
В ТЕМУ
Прокурор Лоевского района Владимир САВЧЕНКО:
— В ходе расследования фактов геноцида на территории Лоевского района в годы Великой Отечественной войны проведено около сотни процессуальных действий. В первую очередь установлены и допрошены более 30 свидетелей, доживших до наших дней. Большинство из них — это те, кто в малолетнем возрасте был угнан на рабский труд в Германию. Также осмотрены места происшествий, изучены архивные материалы, показания других очевидцев. Рассказы о тех ужасных событиях вызывают содрогание и сегодня. Слушая их, невозможно оставаться равнодушным. Наш общий долг — помнить про то, что случилось тогда, и не позволять забывать другим, а уж тем более не допускать попыток искажения правды и переписывания истории.
Очевидно, что в период оккупации Беларуси уничтожение мирного населения было поставлено на поток и осуществлялось путем массовых расстрелов, сожжений заживо и другими зверскими способами. Все это свидетельствует о целенаправленной политике геноцида гитлеровской Германии по отношению к белорусскому народу и представителям других национальностей, проживавшим на территории республики.
prolesk@sb.by