Новые технологии идут в рост

Каждую щепку – в дело

Леса на самом деле являются нашим национальным достоянием, богатством, которое при бережном использовании только приумножается. Они нас кормят и согревают, дают кислород. И хотя весь лесной фонд страны находится под опекой государства, однако он каждый день затрагивает интересы даже тех людей, кто никаким образом с отраслью не связан. Какие планы по ее развитию? Об этом беседа с министром лесного хозяйства Михаилом Амельяновичем

— Михаил Михайлович, среди главных задач министерства — растить новые леса, охранять их от браконьеров и болезней. Но среди побочных видов деятельности также лесозаготовки, деревообработка. Нужно ли распыляться? Или лучше отдать эти работы на откуп другим хозяйственникам, сосредоточившись на главном?

Сохранение деревообрабатывающих цехов в системе Минлесхоза позволило обеспечить занятостью и гарантированным заработком более 3,2 тыс. человек, проживающих в малых городах и сельской местности
-Амельянович.jpg

— В первую очередь мы — лесоводы. Люди, призванные создавать и оберегать наше природное богатство. Но вместе с тем даже во время обычного ухода за лесами у нас образуется определенное количество древесины. Поэтому наша основная деятельность неразрывно связана с системами заготовки древесины, деревообработки. Причем сегодня более 70 процентов всех этих работ осуществляется именно нашими силами. Если оперировать цифрами, то лишь за прошлый год мы заготовили около 15 из 21 млн “общих” “кубов” леса. Исторически в системе ведомства сложилась крепкая основа для этого вида деятельности. Сейчас на базе наших 97 лесхозов имеется 98 лесопунктов. Работают 230 харвестеров и 270 форвардеров, 655 сортиментовозов, 1150 тележек МПТ.

Где заготовки, там и переработка сырья. У нас есть 70 производств и 6 мастерских участков, на которых за прошлый год переработано более 3,2 млн куб. м древесины, в том числе 1,7 млн куб. м низкосортной, не востребованной на внутреннем рынке деловой и более 1,5 млн куб. м дровяной.

Причем не в последнюю очередь эта наша деятельность носит социальный характер. Мы стараемся (полагаю, довольно успешно) обеспечить потребности в пилопродукции организации бюджетной сферы, коммунального и сельского хозяйств, а также местное население. За прошлый год на внутренний рынок наши организации реализовали примерно 336 тыс. куб. м пиломатериалов.

— С каждым годом мы прирастаем лесом. И это с учетом того, что Беларусь — одна из самых зеленых стран. Есть ли еще потенциал и насколько он велик?

— Да, по ряду ключевых показателей, характеризующих лесной фонд (лесистость территории, площадь лесов и запас растущей древесины в пересчете на одного жителя), Беларусь входит в первую десятку самых лесных государств Европы. Сегодня лесистость страны составляет 39,8%. За последние 60 лет она увеличилась почти вдвое и достигла максимального значения за более чем столетний период (1901 год — 37,6%). Естественно, площадь лесов не может расти бесконечно, но все же к 2020 году они покроют более 40 процентов территории страны.

— Ареал произрастания ели, доказывают ученые, постепенно смещается на север. Насколько велика угроза? Какими равноценными породами в перспективе можно заменить “уходящую” ель?

— Изменение климата — это реальность. Понижение уровня грунтовых вод, засухи и связанные с ними пожары, размножение насекомых-вредителей, активация болезней растений — все это больно бьет по насаждениям. К тому же исторически территория нашей страны является границей распространения целых трех лесообразующих пород — ели европейской, граба обыкновенного и ольхи серой. Чуть изменилась температура, поменялся климат, и эти породы неминуемо “уйдут”. Например, в настоящее время уже отмечается частичное смещение южной границы ареала ели на 20—30 километров севернее. В будущем, не исключено, нам придется отказаться от выращивания этих пород. Но думать об этом, просчитывать перспективы изменения породного состава лесов нужно уже сегодня. Сейчас мы снижаем долю ели в составе лесных культур. Альтернативой ей могут стать широколиственные породы деревьев, а также европейская лиственница.

-лес.jpg

— Прошлогодний ураган — самый разрушительный за всю историю лесного дела страны. Выполнены ли мероприятия по его ликвидации? Как руководство Минлесхоза оценивает проделанную работу?

— Для ликвидации последствий урагана нужно было осуществить санитарно-оздоровительные мероприятия на общей площади более 40 тыс. га — огромная площадь даже в рамках страны! До 1 мая нынешнего года на ветровально-буреломных участках заготовлено 5,3 млн куб. м древесины, в том числе учреждениями Минлесхоза — 4,6 млн куб. м — более 87% буреломов. Это был титанический труд наших работников и его результаты были бы невозможны без четкой организации, мобилизации всей отрасли. В итоге вся заготовленная древесина не пропала, она полностью реализована и переработана.

Впрочем, работы еще много. Ведь под сплошные санитарные рубки попало 16 тыс. га лесов. Иными словами, на этой площади образовались пустоши, которые впоследствии нужно будет засадить новыми лесами.

— В стране создана одна из самых эффективных в мире систем предотвращения лесных пожаров. Однако всегда есть куда стремиться. Какими новшествами подразделения ведомства будут встречать очередной пожароопасный период?

— Около 10 лет назад у нас появились первые ультрасовременные комплексы — харвестеры и форвардеры. Тогда же была озвучена цель — постепенно увеличить объем механизированных заготовок до 80 процентов. Получилось?

— Получается. Если в 2010 году лесозаготовительные комплексы в лесах страны были скорее диковинкой (механизированным способом было заготовлено около 500 тыс. куб. м древесины, или всего 6% от общего объема), то сегодня они — незаменимые помощники. Сравните: в прошлом году с помощью харвестеров и форвардеров заготовили почти 7 млн куб. м (47% от общего объема заготовки). В этом году показатель увеличим до 50%. А если говорить о рубках главного пользования (а это наиболее травмоопасные с точки зрения охраны труда работы), то по хвойному хозяйству уже достигнуто 90%.

— Действительно, наша система весьма эффективна. Чтобы не быть голословным, приведу такой факт: за последнее десятилетие Минлесхозом установлены два исторических минимума по площади, пройденной лесными пожарами, — в 2011-м (115,6 га) и в 2013 году (50 га). Однако останавливаться на достигнутом нельзя.

Чтобы еще больше усилить материально-техническую базу лесхозов, в прошлом году за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития мы закупили
8 пожарных автомобилей и 31 машину повышенной проходимости для лесной охраны.

Не остаемся мы в стороне и от новейших информационных технологий. Из наших 463 пожарно-наблюдательных вышек и 70 мачт 391 единица (более 70%) оборудована системами видеонаблюдения.

В позапрошлом году на базе Столбцовского лесхоза был внедрен опытный образец базового сегмента автоматизированной системы слежения и раннего обнаружения лесных пожаров дистанционными методами с использованием средств видеонаблюдения. В этом году такие же системы будут внедрены на территориях Полесского и Милошевичского лесхозов.

— Можно ли каким-то образом защититься от других природных катаклизмов — ураганов, нашествия насекомых и так далее? Или здесь приходится надеяться на милость природы?

— Во всяком случае, мы стараемся быть во всеоружии. Нами постоянно проводятся работы по превентивной защите лесов от вредителей и болезней, неблагоприятных факторов окружающей среды как природного, так и антропогенного характера. Здесь нужно оперировать термином “устойчивость лесов”. Чем насаждения здоровее, сбалансированнее по своему породному, возрастному составу, тем меньше они подвержены воздействию насекомых-вредителей, ураганов, засух и так далее. С помощью ученых была разработана целая система мероприятий, направленных на сохранение этой устойчивости. В результате у нас появляется больше пространства для маневров, шанс провести “спасательные операции” на минимальных проблемных площадях.

— Чем по праву может гордиться Минлесхоз в своей работе? Какие наши наработки вызывают интерес за рубежом?

— Наша гордость — биотехнологическая лаборатория по клонированию древесных растений, созданная в январе 2013 года на базе учреждения “Республиканский лесной селекционно-семеноводческий центр”. Она позволит повысить продуктивность лесосеменных плантаций и эффективность энергетических плантаций. Итог — деревья будут расти быстрее, что позволит в более короткие сроки получать спелую древесину для энергетических целей.

В настоящее время таким методом проводится клонирование березы пушистой, березы повислой, березы карельской, тополя, ели колючей, ели европейской, кипариса крупноплодного, туи восточной, туи западной, кипарисовика Лавсона и голубики высокой.

Также мы большое внимание уделяем выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой. Такой метод позволяет впоследствии сделать более эффективным лесовосстановление, а в среднесрочной перспективе увеличить доходы от лесохозяйственной деятельности. Осознавая перспективы, Минлесхоз разработал отраслевую программу по выращиванию посадочного материала с закрытой корневой системой на период до 2020 года. К поставленному сроку мы будем выращивать не менее 30 млн таких растений в год, создавая таким посадочным материалом не менее 30 процентов всех лесных культур.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter