Быстрый завтрак — и Яна с Тимофеем Копыток спешат на автобусную остановку. Дети живут в Боровлянах, а учатся в Минске, поэтому транспортный вопрос для них весьма актуален. По дороге Яна на правах старшей сестры объясняет подробности. Еще в прошлом учебном году они должны были носить с собой справку обучающихся — именно она гарантировала льготу на проезд. Но бумажный документ быстро изнашивался, приходилось заниматься оформлением заново. Сейчас красота — можно предъявить карту учащегося или ученический билет. Одиннадцатиклассница достает из рюкзака проездной документ:
— Школьники и раньше ездили бесплатно, но маршрут был строго ограничен. В справках всегда прописывались адреса мест проживания и учебы — и только по этому направлению мы передвигались без оплаты. Не вписываешься в траекторию — всегда есть вероятность, что контролер может попросить «покинуть помещение». С сентября границы сняты: в нашем случае мы с братом имеем право из любой точки Боровлян доехать в любую локацию Минска. И удобно, и экономично, если учесть количество занятий вне школы.
Вместе с детьми считаем, сколько приходилось бы тратить на проезд, если бы не помощь государства. Берем по минимуму: проезд в школу и обратно, поездка на кружок и домой. В день на одного ребенка выходит минимум 3,4 рубля. В месяц на двоих набегает до 140 рублей. И это без учета выходных! Приличная сумма, на которую мама Яны и Тимофея и фрукты может прикупить, и какие-то обновки. Но директор СШ № 148 г. Минска Антон Блашко видит плюсы не только в экономии семейного бюджета:
— В первую очередь это забота о детях на уровне государства. Учитывается момент, что в любой школе могут учиться как те, для кого учреждение образования находится в пешей доступности, так и дети, которым приходится добираться из другого населенного пункта. В нашей школе, например, ребята не только из столицы. Как руководитель я вижу еще два серьезных плюса: во-первых, во время поездки на общественном транспорте дети застрахованы, во-вторых, перед школой заметно сокращается количество личного транспорта.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Наталья Станкевич, главный специалист управления общего среднего образования Министерства образования:
— Учащиеся, получающие общее среднее и специальное образование, с 1 сентября по 30 июня будут бесплатно ездить в городском общественном транспорте, в том числе и на основании карты учащегося или ученического билета, — данное решение закреплено постановлением Совмина № 630 от 27 августа 2024 года. По новым нормам школьники могут свободно передвигаться в пределах населенных пунктов, где они живут и учатся: посещать кружки, музеи, спортивные секции. И сейчас разрабатывается новая типовая форма карты учащегося (ученического билета), где появится информация о населенном пункте места жительства и учебы школьника — сведения, которые необходимы для бесплатного проезда.
В постановлении уточнена норма, в соответствии с которой областным, Минскому городскому и районным Советам депутатов рекомендовано принимать дополнительные меры поддержки обучающихся вне зависимости от места жительства или учебы, а также периода обучения. Как пример — теперь на местах вправе закрепить льготный проезд в летний каникулярный период.
Важный нюанс: все эти новшества не относятся к учащимся колледжей. Некоторые некорректно восприняли формулировку «учащиеся специального образования». Речь не о тех, кто получает среднее специальное или профессионально-техническое образование, а об учащихся, которые являются лицами с особенностями психофизического развития и обучаются на уровне общего среднего образования.
azanovich@sb.by