На Могилевский автозавод в этом году прибыли более 60 молодых специалистов

Карьерная премьера

Рабочий день филиала ОАО «БЕЛАЗ» — Могилевского автомобильного завода имени Кирова, где выпускают карьерные самосвалы повышенной проходимости, дорожно‑строительную технику и детали для железнодорожного подвижного состава, начинается в семь утра. У станков в механосборочном цехе застаем тех, для кого он сегодня первый: Влада Павленкова, Владимира Куцкова и Антона Якубова. Ребятам по 18 лет, и у каждого из выпускников Могилевского машиностроительного колледжа уже есть четвертый разряд. Наличие его не просто приятный бонус: выше разряд — больше зарплата!

Владимир Куцков (слева).

Стимул для начинающих

Присваивать практикантам разряд — идея директора Могилевского автозавода Александра Монича:

— Мы динамично развиваемся, осваиваем новые рынки сбыта, по состоянию на 20 июля этого года произвели продукции на сумму более 98 миллионов рублей, темп роста к аналогичному периоду прошлого года — почти 133 процента. Нуждаемся в квалифицированных рабочих кадрах и в этом году пошли на ­эксперимент. К нам на практику пришло с десяток учащихся колледжей и техникумов. Трое из них были удостоены второго разряда за хорошие показатели и соблюдение трудовой дисциплины.

Для такого результата «безразряднику» надо работать на совесть без брака 3 — 4 месяца. Через полгода есть шанс получить третий, еще через год — четвертый разряд, а всего их шесть. У Павленкова, Куцкова и Якубова уже четвертый! Начальник механосборочного цеха МоАЗ Александр Еремеев обращает внимание:
— Присвоение разряда — это не аванс, а хороший стимул для молодых специалистов, которые еще на практике отлично себя зарекомендовали. У токарей, станочников оплата труда сдельная, но поощрений много. Каждый разряд — это плюс 100 рублей, есть еще ежемесячные премиальные, возможность получить высшее образование за счет завода... Если человек горит работой, мы в нем заинтересованы.
Александр знает, о чем говорит. В свое время так подружился с огнем в сталелитейном цехе, что на третьем курсе бросил БРУ, где учился на экономиста, и перешел в БНТУ — осваивать машины и технологию литейного производства. Придя на автозавод учеником заливщика металла, стал сталеваром, потом мастером плавильного участка, начальником цеха железнодорожных узлов, теперь возглавляет механосборочный. В механосборочном — 300 рабочих, из которых 15 процентов — молодые. В их ряды и влились Павленков, Куцков и Якубов.

Антон Якубов.

Дух захватывает!

Владимир Куцков техникой увлечен с детства:

— Мои дед и дядя всю жизнь производят лифты, строительные подъемники на «Могилевлифтмаше», а я выбрал автозавод — машины мне ближе. Подъем в 6 утра — не проблема, в своем селе Андраны Мстиславского района привык вставать с первыми петухами. В Могилеве учился, закрепился. Предприятие работает стабильно, зарплата хорошая, уже имею и разряд, и комнату в общежитии. В планах — учиться дальше, повышать квалификацию.

Антону Якубову из деревни Михалево Могилевского района выучиться на станочника посоветовали родные. Не разочарован: профессия, говорит, перспективная и на заводе отличный институт наставничества.

Оба парня зачислены в штат станочниками широкого профиля. Их приятель — могилевчанин Влад Павленков — токарем‑карусельщиком.

Связать жизнь с машиностроением Влад хотел всегда. Еще больше утвердился в правильности выбора, попав на практику на МоАЗ:

— От мысли, что буду причастен к созданию карьерных 25‑тонных самосвалов, дух захватывало! Управлять мощным карусельным станком, который способен одновременно обрабатывать несколько деталей, меня научил опытный токарь‑карусельщик Николай Галиулин. И, конечно же, технике безопасности: нельзя заступать за ограждение, при замере детали технику надо обязательно обесточить во избежание ее самопроизвольного включения. Кстати, детали, которые мне доверили делать, — ступицы для переднего и заднего мостов карьерных самосвалов — напоминают церковные колокола!

Влад Павленков намерен получить высшее образование по смежной специальности.

— Профессия станочника дает доступ к базовым металлообрабатывающим станкам, а карусельный станок — более сложное оборудование, тут надо уметь и чертежи читать, и изготавливать крупногабаритные детали для машин большой грузоподъемности, — рассказывает мастер производственного участка механосборочного цеха Никита Щербо. — Чем сложнее оборудование, тем выше зарплата. Если у молодого станочника она около тысячи рублей, то у карусельщика может достигать двух и выше.

Родная проходная

Наш гид по цехам Ольга Даниленко пришла на МоАЗ в минувшем августе учеником контролера станочных и слесарных работ. Студентка‑заочница экономического факультета Белорусско‑Российского университета признается:

— В цехе сборки машин на меня поначалу смотрели как на диковину — тут девчат отродясь не было, одни парни! Но освоилась я быстро, уже через полтора месяца доросла до контролера. Менее чем через год стала контент‑менеджером, продвигаю заводской телеграм‑канал. Такой вот карьерный рост!
Что ее первое рабочее место останется единственным, Ольга не сомневается. Говорит, любовь к автозаводу у нее на генном уровне: прадед Василий Титов — родоначальник трудовой династии — пришел сюда слесарем, следом — ее бабушка, мама в 19 лет, стаж которой уже 32 года, потом отец.
Ольга с воодушевлением рассказывает, какой сильный у них соцпакет: материальную помощь оказывают тем, кто уходит в декретный отпуск, — рублей 180 ежемесячно, к праздникам все получают деньги и подарки, дважды в год — 13‑ю зарплату. На днях организовали молодежно‑патриотические акции «Посылка солдату» и «Как тебе служится, солдат?», собрали для ушедших в армию ребят консервы, чай, сладости, написали видеообращение от коллег, дескать, помним, ценим, ждем обратно.

— Особое внимание — молодым кадрам, — говорит замдиректора МоАЗ по идеологии и социальному развитию Василий Белозоров. Это не только доплаты и кураторство. Регулярно проводим дни адаптации: администрация, начальники цехов, работники профкома собираются вместе, интересуются, есть ли у юных коллег проблемы или пожелания. К слову, закрепляемость молодежи на предприятии — 62 процента. Большинство ушедших ныне проходит службу в армии.

Есть на заводе акция «Приведи с собой друга». Работника, устроившего своего приятеля или родственника, если тот закрепится, премируют 350 рублями.

ЦИФРЫ

На МоАЗ трудятся около 2 тысяч 600 человек, из которых 425 — в возрасте до 31 года. В этом году в штат принят 61 молодой специалист.

По информации Министерства образования, всего в стране на первые рабочие места в августе прибыли более 53 тысяч молодых специалистов. Из них 16 тысяч 700 — с высшим образованием, остальные — со средним специальным и профессионально‑техническим.

kislyak@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter