Что объединяет лидеров Беларуси и Азербайджана и почему с такими политиками любые задачи по плечу

Капитаны на пути развития

Два по‑настоящему народных лидера двух дружественных государств. По расстоянию — далекие, по отношениям — весьма близкие. ­Президенты Беларуси и Азербайджана Александр ­Лукашенко и Ильхам Алиев всегда среди первых и в кирилличной, и в латинской транслитерации. А на любом саммите главы наших государств всегда заметны. И дело не в росте, а в международной узнаваемости и политическом весе. Их знают, уважают, с ними считаются. Международное сообщество рано или поздно, но всегда признает тех, кто национально ориентирован, кто принимает решения исходя прежде всего из государственных интересов, без оглядки на требования из чужих столиц.

Политическое кредо

Александра ­Лукашенко и Ильхама Алиева по праву можно назвать не только политическими исполинами и долгожителями, но и политическими братьями. Ось добрососедства Минск — Баку — это заслуга обоих ­Президентов. Они выстроили крепкие межгосударственные отношения. Они же всегда оказываются под перекрестным огнем критики и объектами информационных атак. На линии огня все, кто открыто не готов мириться с диктатурой западной цивилизации. Сотрудничать — да, подчиняться Брюсселю или Вашингтону — ни в коем случае. Это раздражает центры влияния, это сплачивает наших ­Президентов.  

И Александр ­Лукашенко, и Ильхам Алиев нацелены на развитие собственных стран.

В первый день государственного визита Александра ­Лукашенко в Азербайджан ­Президенты провели вместе почти 11 часов. Понятно, что не погоду обсуждали, хотя по прилете Александр ­Лукашенко отметил: «Живете в раю». Действительно, Баку называют «городом огней». И если раньше этот эпитет был отсылом к природному явлению, языкам пламени по причине близко расположенной к поверхности нефти, то сейчас как раз благодаря этим самым доступным углеводородам страна на Каспии и ее столица утопают в иллюминации. Маяк развития Южного Кавказа.

Правда, богатствами и возможностями можно было распорядиться иначе. Все мы вышли из одной советской действительности. И всюду, в том числе в Украине и странах Балтии, был колоссальный промышленный потенциал. Только не все смогли его сохранить. Многие разбазарили, утратили самостоятельность, а Украина еще и территории. Литва, Латвия, Украина и Грузия превратились в зоны борьбы с Россией.

Только опыт, мудрость, а главное, преданность своим странам и народам позволили Александру ­Лукашенко и Ильхаму Алиеву сохранить независимость и суверенитет своих государств в условиях беспрецедентной геополитической турбулентности.

Конечно, это было непросто — выдержать удары изнутри и извне в разобщенном перестройкой и «пятой колонной» обществе. Мало было заслужить доверие народа, надо было умело использовать этот инструмент для укрепления государственности, находясь между мощнейшими центрами силы. А Азербайджану еще приходилось умело лавировать между интересами евразийского пространства и пантюркизмом. Для президентов‑однодневок, созданных под очередную избирательную кампанию, такое невозможно. Такое возможно для национальных лидеров.

Постоянство вменяется в вину. Нужен управляемый хаос и управляемый извне менеджер. Постоянство информационных атак как на ­Александра ­Лукашенко, так и на Ильхама Алиева свидетельствует об истинном отношении Запада к независимым лидерам. Марионетками они управляют и лишь с равными — воюют. Поэтому создают и подогревают зоны неспокойствия вокруг.

Пример того же карабахского урегулирования. Едва стихли орудия в азербайджано‑армянском приграничье, в ход пошла тяжелая дипломатическая артиллерия западной «демократии». С Пашиняном встретились сразу председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, госсекретарь США Энтони Блинкен и верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель. Украина дивидендов не принесла, теперь на Южном Кавказе ищут новую горячую точку. Таковы истинные интересы западных бенефициаров. В противовес и позиция Баку, и миссия, с которой идет к друзьям Минск.  

Совместные проекты развития — это еще один аргумент в пользу наших ­Президентов. Сильные лидеры всегда выбирают мирные инициативы.

Задачи амбициозные, но выполнимые

Сверхидея межгосударственного диалога — созидание и экономика. В основе — давняя дружба лидеров и доверительные отношения между ними. Надо учитывать, что Азербайджан — это Кавказ. Если пригласили за стол — значит, уважают. Если дают возможность восстанавливать возрождаемые земли — значит, верят. Мы же помним, как Баку подставил плечо помощи нам.

Компетенции БНБК гарантируют интерес к своей продукции. И даже далекие страны смогут стать ближе. Через Кавказ выходим на рынки Ближнего Востока. Наш ­Президент предложил реализовать совместный с Баку проект по продажам удобрений для Ирана. Стратегическая задача амбициозная, но выполнимая — миллиардный товарооборот, если по привычке считать в долларовом эквиваленте.

Как отмечали наши лидеры, 30 — 40 стран коллективного Запада — это все те же 20 процентов, которые, по заключению социологов, всегда против. В геополитическом контексте — против мирного соразвития для планеты. Но мы предлагаем путь жизни. Есть в белорусском языке прекрасное широкое понятие «сейбiт».  

Беларусь как цивилизация хлеба предлагает своим закавказским друзьям удобрения для полей и семена для урожая разумного мироустройства.

А если поехать, полететь, поплыть дальше, то открываются новые горизонты и континенты. Например, в союзе с Ираном можно создать новый коридор — через Персидский или Оманский залив к берегам Африки. Осилим. С такими капитанами у руля нельзя не осилить.

Фото БЕЛТА

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter