Военно-политическая обстановка в мире оценивается сегодня как опасная и нестабильная, что выражается в эскалации конфликтов в разных точках нашей планеты. Примером такого конфликта может выступать украинский, который на данный момент является результатом полномасштабной прокси-войны.
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Невозможно без боли смотреть на религиозное противостояние в нашей братской Украине: захват храмов, уголовное преследование священников, борьба за главную святыню нашего православия — Киево-Печерскую лавру. Трагедия разгорается и на Святой земле, которая имеет сакральное значение для всех мировых религий. К сожалению, мы видим попытки втянуть в этот конфликт как можно больше других стран и народов.
Во время встречи с Синодом Белорусской православной церкви, 14 марта 2024 года.
— Невозможно без боли смотреть на религиозное противостояние в нашей братской Украине: захват храмов, уголовное преследование священников, борьба за главную святыню нашего православия — Киево-Печерскую лавру. Трагедия разгорается и на Святой земле, которая имеет сакральное значение для всех мировых религий. К сожалению, мы видим попытки втянуть в этот конфликт как можно больше других стран и народов.
Во время встречи с Синодом Белорусской православной церкви, 14 марта 2024 года.
Реакция на гонения
Прокси-война проявляется во всех сферах общества, в том числе и религиозной. Мы даже и предполагать не могли, что будем обсуждать, какие последствия может иметь принятый в Украине закон, позволяющий запретить в стране каноническую Украинскую православную церковь.В УПЦ ранее уже заявляли, что этот документ нарушает Конституцию страны и Конвенцию по правам человека и что «запрет церкви всегда заканчивается гражданским конфликтом». Гонения на Украинскую православную церковь Московского патриархата вызвали достаточно жесткую реакцию и среди католиков. Папа Римский Франциск, касаясь этой темы, заявил об опасениях за свободу верующих и подчеркнул, что никакая христианская церковь не может быть упразднена.Определенные силы в Украине начиная с 1990‑х годов объясняли свое враждебное отношение к УПЦ МП исключительно тем, что она позволяет сохранять духовную связь с «русским миром». Сегодня Владимиром Зеленским используется госаппарат для осуществления духовного и физического насилия над целой конфессией, что противоречит христианским принципам.
Запрет УПЦ МП — это своего рода горячая фаза религиозного противоборства. Но нечто подобное уже было: в 1918 году Всероссийский поместный собор создал новую автономную структуру — Украинский экзархат, который существовал как самостоятельная единица. Но ни к чему хорошему это не привело. А в 2018‑м при активном посредничестве тогдашнего президента Петра Порошенко неканонические структуры объединились в Православную церковь Украины (ПЦУ). После этого они обратились ко Вселенскому Патриарху Варфоломею с просьбой даровать ПЦУ автокефалию, то есть независимость. Официально она была утверждена 15 декабря 2018 года.
В нынешней ситуации проявилась реальная сущность руководителей США и Евросоюза, поскольку без их воли Киев никогда не решился бы на такое попрание прав человека в сфере религии. Брюссель и ранее не замечал атак Банковой в отношении УПЦ, теперь тоже промолчал. А со временем еще, скорее всего, объявит эти гонения торжеством демократии. Такая реакция со стороны руководства ЕС уже начинает прорываться в публичное пространство.
Опасный манифест
Огромная роль Брюсселя и Вашингтона в продвижении ПЦУ и в атаках на другую часть украинских православных не может быть полностью объяснима только политическими или экономическими причинами. Суть этих действий значительно глубже. На Западе в целом набирает обороты шельмование христианства. Даже церемония открытия Олимпийских игр в Париже представляла в отдельных эпизодах настоящий сатанинский манифест элит.Многим стало ясно, что мировая верхушка имеет свои своеобразные религиозные убеждения и руководствуется именно ими, принимая те или иные решения.Политика официального Киева свидетельствует о том, что страна подпадает под власть глобалистов с неизбежной дехристианизацией, наркотизацией, с принижением института семьи, с захватом богатых ресурсами территорий мировым олигархатом.
Противостояние и вражда внутри украинского народа, что продвигает нынешняя киевская власть, не принесут стране мира и спокойствия. Что впереди? Распад государства на части? Продолжение череды госпереворотов? Какие жертвы для этого потребуются? На все эти вопросы ответит время, но принятие закона о запрете УПЦ многократно повысило возможность именно такого, негативного развития событий.
Загребать жар чужими руками
Военные действия в Украине с новой силой высветили стратегическую трансформацию международных отношений, труднопредсказуемых и полных неопределенностей. Но, в частности, именно они будут определять развитие мира, а то и само его существование на протяжении не одного десятка лет. И важнейшим фактором здесь является разворачивающаяся гибридная война как многомерный межцивилизационный конфликт, в ходе которого США в качестве основного заказчика прибегают к целенаправленному применению как военно-силовых способов борьбы, так и атак на противника с использованием подрывных информационно-психологических и кибертехнологий.Цель — иллюзорный мираж мирового господства, на пути к которому Вашингтон рискует безопасностью США и ставит мир на грань ядерного конфликта.Формирующееся партнерство между Беларусью, Россией, Китаем и другими странами в корне меняет ситуацию и ведет к глобальному переустройству на более справедливой основе. Поэтому ко всем нынешним стратегиям Вашингтону понадобилась новая ядерная программа. И она уже утверждена президентом Байденом.
При поддержке США и НАТО, массированных поставках вооружения расширяется использование и наемников в Украине. Попытка развязать прокси-войну была предпринята в 2022 году в Казахстане. В западном прицеле политстратегов остаются Беларусь, Армения, Грузия.Решение комплексной проблемы планируемых и уже идущих гибридных войн требует адаптации системы обеспечения национальной безопасности Беларуси к вызовам и угрозам, порождаемым конфликтами нового вида. Именно поэтому Концепция национальной безопасности и Военная доктрина нашей страны утверждались на заседании VII Всебелорусского народного собрания. Сегодня нужно своевременно нарабатывать новые знания о нынешних угрозах и на этой основе определять приоритеты строительства армии, развития экономики и культурно-мировоззренческой сферы. И религиозная плоскость также требует внимательного государственного подхода. Президент по этому поводу сказал так: «Все самые кровопролитные войны на земле начинались на почве религиозных разногласий». Эту карту сегодня разыгрывают и идеологи «цветных революций» и мятежей. Поэтому в нынешнее время так важно сохранить мир в сфере верований. И это сделать нелегко. И достижение Беларуси на этом пути — знаковое.
В ТЕМУ
Сложная динамика гибридных столкновений на планете придала новые оттенки широко известному феномену опосредованных (прокси) противостояний. В свое время президент США Дуайт Эйзенхауэр дал такое определение: это «войны, которые ведутся чужими руками». В этом контексте события в Украине не являются вооруженным конфликтом между Москвой и Киевом, а представляют собой гибридную фазу в крайней стадии ожесточения, которая ведется чужими руками и развязана Вашингтоном в рамках глобального противоборства. Активные события берут начало в 2014 году. Еще один пример прокси-войны — подготовка Вашингтоном вооруженного конфликта между КНР и Тайванем с целью ослабления Китая как экономического и военного противника США.
Александр Тиханский, военно-политический аналитик, кандидат социологических наук.