Предприниматель Александр Зикрацкий: «Мода повернулась лицом к Азии».
Пути первопроходца
Продажа экзотических фруктов — направление очень молодое. Пять лет назад в Минске появилась одна организация, какое-то время она была на слуху, а спустя несколько месяцев ликвидировалась. Почему? До сих пор загадка. Александр конкурентов специально не отслеживал, и когда занимался разработкой сайта для продажи фруктов, в стране не было ни одного схожего, где предлагался бы такой ассортимент. Однако есть вероятность, что кто-то их продавал через социальные сети.— Если раньше все тренды рождались в Европе и США, то сегодня мода повернулась лицом в сторону Азии. Становятся популярными поездки в Таиланд, девушки закупаются корейской косметикой, набирает поклонников китайская еда.
Сегодня всего три организации в стране продают экзотическую органику, но у всех разные концепции. Александр занимается индивидуальными заказами — доставкой фруктов в коробке, корзине в офис. Среди заказчиков — заведения с азиатской кухней. Особенно популярны наборы для супа «Том Ям».
Фрукты ввозятся прямиком из Таиланда, Вьетнама, Джакарты, Филиппин в Москву, где эта сфера развита больше:
— Там есть крупная организация, в руках которой 70 процентов российского рынка экзотических фруктов. Она же и начала продавать коробки фруктов в качестве подарка. От знакомого, который там работает, появилась идея заняться таким бизнесом у нас. У этой организации я и покупаю фрукты. Что немаловажно, в первое время они делали отсрочки платежей. Когда я вышел на белорусский рынок с этой продукцией, цена была в два-три раза меньше той, которую могли предложить конкуренты, закупая фрукты через Европу.
Фрукт-путешественник
К слову, от родины экзотических фруктов до Минска примерно 8—10 тысяч километров. Маршрут Азия — Москва — Минск партия преодолевает в среднем за три-четыре дня, но путь этот тернист и ухабист.Все начинается с момента снятия фруктов с дерева, их зрелость при этом — 85—90 процентов. Фирма, которая занимается выращиванием, продает их на различных аукционах и рынках. Кстати, в Таиланде бывает межсезонье, меняются плантации. В этом случае появляется риск.
— Однажды привезли кислое манго. Оно вообще никак не сможет дозреть, так как рано было сорвано с дерева и его косточка не успела толком сформироваться. Пришлось за свой счет его менять в ресторане, — вспоминает Александр.
После аукциона фрукты на самолете отправляются в Москву и другие города, а в логистических центрах аэропортов раскладываются по заявкам. Это риск номер два. Здесь, в зависимости от загруженности, товар может пролежать от пяти часов до нескольких суток, особенно в предновогоднее время. Если на складе в аэропорту не выдержан определенный температурный режим, он может испортиться.
К нам фрукты попадают на грузовом автомобиле, проходя таможню. Александр хранит их на арендуемом складе площадью 18 квадратных метров, оборудованном холодильной установкой и кондиционером. Поначалу такое помещение вовсе не требовалось. Достаточно было пары холодильников дома. Причем не все фрукты нужно хранить там, объясняет Александр.
Однако если манго в течение определенного времени сохраняет свои товарные свойства, то большинство фруктов по прибытии в страну могут храниться максимум четыре дня. Поставки предприниматель получает два раза в неделю, делая предварительный заказ на семь дней вперед. Он признается: фрукты не выбрасывает. В большинстве случаев их даже не хватает. Говорит, так удобнее работать: если брать с запасом, есть риск не продать.
Жестокая логистика
Прибегнем к языку цифр. Отпускная цена одного килограмма фруктов примерно 5 белорусских рублей, а закупочная — 25 рублей. Один из самых дорогих фруктов — дуриан. Александр продает один плод весом в три килограмма за 96 рублей. Недешевое удовольствие! С другой стороны, можно предположить, что через лет десять за счет удешевления логистики дуриан и питахайя будут продаваться почти во всех магазинах. А пока извольте учесть транспортные накладки, расходы на рекламу, ввозной налог на добавленную стоимость.Несмотря на небольшой размер стартовых вложений, у Александра была другая проблема: как на рынке зарекомендовать и продать новый продукт?
— Когда есть конкуренты, товар в той или иной степени известен. Мне же приходится делать большой упор на рекламу, дорабатывать сайт, что требует немалых финансовых вложений. В основном реклама идет через инстаграм. Контекстную тоже пробовал, но запросы на такую необычную продукцию не идут, — рассказывает предприниматель.
Охотливых до экзотики людей хватает. Александр предполагает, что пользуются его услугами чаще те, кто отдыхал в Азии, и не скрывает: покупают фрукты люди с достатком выше среднего. Порой доставку нужно согласовывать через представителя или охранника частного дома. Часть клиентов покупают коробки фруктов в подарок на день рождения, Новый год и другие праздники как альтернативу цветам и конфетам. В среднем в день продается пять коробок фруктов стоимостью от 70 рублей.
Возрастает и количество обращающихся ресторанов и кафе. Юридические лица закупают у Александра продукции примерно на 4 тысячи рублей в неделю.
Год назад с предпринимателем связалась крупная торговая сеть и предложила закупать у него некоторые фрукты. На эксперимент он согласился и вскоре понял, что организация работает по-честному: не обязывает забирать так называемый брак, а точнее, все, что не продалось.
— На одной из торговых площадей специально хотим выделить наши фрукты, поставить пляжный зонт, тематический стенд. И в целом изменить работу. Например, если сейчас я сначала привожу товар на оптовую распределительную базу, то потом буду доставлять фрукты напрямую в гипермаркет.
Фрукты Александр предлагает закупить и регионам. Спрос есть в Гомеле, Гродно, Солигорске. Если загрузка по заказам большая, нанимает курьеров по аутсорсингу, но вообще ведет дела благодаря большой помощи своей девушки. Плюс ко всему хочет расширить ассортимент — завозить зелень, тайскую и китайскую бакалею.
— А не боитесь, что начнется спад? — не могу не поинтересоваться.
Александр отвечает:
— Как и любой бизнес, мой имеет множество рисков, в том числе и спад интереса к продукции. Но даже если люди насытятся, то общепит всегда нуждается в хороших фруктах, которые не так просто найти в странах, где они не выращиваются. Так же и с поиском ответственного поставщика, который не подведет и вовремя поставит товар на кухню.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
• стартовый капитал 6000 рублей
• стоимость аренды 252 рубля
• стоимость одной закупки фруктов 3000 рублей
• средняя стоимость коробки фруктов 90 рублей
• расходные материалы 300—350 рублей в неделю
malushchyts@sb.by