Накануне двух домашних матчей сборной Беларуси по футболу приходится вспоминать не только первый минский матч «белых крыльев» в Лиге наций, разгром соперников из Сан–Марино, но и ложку дегтя в той сентябрьской бочке меда. Все шло отлично, но вдруг молодежь, поддерживавшую парней Криушенко с сектора B–12, как–то странно переклинило, заколбасило в конвульсиях... Скандирования русофобской речовки (цитировать ее теперь не разрешает нововведение в законодательство, да и чувство брезгливости не позволяет), прыжки по трибуне... В общем, наблюдать такое подражательство «скакунам» с майдана в Минске было крайне неприятно. Болезненной была и реакция аудитории в России. Да, страсти в СМИ и соцсетях вскоре улеглись, ведь все ясно увидели, что подавляющая часть белорусских болельщиков к провокации отнеслась с осуждением. Но стоит ли успокаиваться, уповая на то, что увещевания, причем явно запоздалые, дойдут до сознания любителей побузить на стадионах? Не пришла ли пора «штрафного удара» в ворота тех, «кто скачет», используя футбол в деструктивных целях?
В сентябре белорусы выиграли у команды Сан–Марино со счетом 5:0. Вот так бы и завтра с Люксембургом!
...Еще в апреле 2015 года Республиканской экспертной комиссией по оценке информационной продукции на предмет наличия (отсутствия) в ней признаков проявления экстремизма был изучен текст той самой русофобской речовки, что прозвучала совсем недавно на секторе В–12. Только рассматривались тогда аналогичные скандирования на одном из митингов оппозиции. Исходя из контекста украинских событий и мартовской акции радикалов в честь годовщины БНР, эксперты (историки, филологи, правоведы, политологи) пришли к выводу: «Текст речовки возможно расценивать как информацию, которая может способствовать разжиганию национальной вражды или розни, пропаганде исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к национальной принадлежности в том числе, поскольку в тексте слово «москаль» используется как неофициальный этноним представителей русской национальности и имеет выраженный отрицательно–коннотативный оттенок». Для тех, кто не в курсе: специалисты по логике используют понятие «коннотативный» как эквивалент понятию «подразумеваемый».
Таким образом, весной 2015–го возмутительная русофобская речовка была внесена в Республиканский список экстремистских материалов. Правда, наказуемыми по антиэкстремистской статье 17.11 КоАП тогда стали не скандирования, а всего лишь распространение в интернете кадров с митинга. Что ж, нелепейший инцидент на первом минском матче Лиги наций поставил вопрос о более сильном упреждающем ударе по наглеющим «активистам». По инициативе ГУБОПиК МВД, взяв за основу своего решения прежнее заключение Республиканской экспертной комиссии, суд Центрального района г. Минска постановил расширить границы административных санкций по статье 17.11 КоАП за оскорбительные кричалки, наподобие той, что с плясками прозвучала на матче Беларусь — Сан–Марино. Наказания в виде штрафов либо административных арестов последуют при любом цитировании этого текста, воспроизведении (вне зависимости от носителя информации, в электронных и печатных СМИ, в сценах, эпизодах, кадрах, во время событий, в разного рода наглядной агитации, символах, на сувенирах и т.д.). После решения суда, вступившего на днях в силу, серьезные неприятности начнутся и у тех, кто использует «звуковую оболочку текста, произнесенную автором в виде слов, которые одновременно могут сопровождаться действиями и явлениями, а равно трансляцию произнесенного текста с аудионосителей». Проще говоря, любишь горлопанить всякую чушь — будь готов заплатить за удовольствие и суши сухари.
В главном управлении по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД, где, как известно, разрабатывают законодательные инициативы в сфере пресечения пропаганды нацизма и экстремизма, уверены, что самым оголтелым из фанатов пора привыкнуть к принципиальности и жесткости законов. Держать ответ за мат, оскорбления, призывы к насилию. К примеру, печально известна песня из околофутбольного репертуара «Вместе весело шагать по болотам с пулеметом» — настоящее глумление недоумков над памятью жертв фашистских карателей. В прошлом году эта кощунственная похабщина была внесена в Республиканский список экстремистских материалов. Что дальше? Поинтересуйтесь у пятерых фанов–хулиганов бобруйской «Белшины», арестованных, а затем крупно оштрафованных за исполнение, по сути дела, неонацистского текста на стадионе в Столбцах.
В ГУБОПиК не скрывают, что установлены все участники, в том числе трое зачинщиков, провокационной сентябрьской акции на стадионе «Динамо». Это болельщики разных белорусских клубов. Многие из них ранее судимы за хулиганство, неоднократно задерживались за нахождение в нетрезвом состоянии в общественных местах.
— Повторение акций, попирающих национальное достоинство, недопустимо, — мои собеседники в ГУБОПиК проблему излишне не нагнетают, но и от ее недооценки далеки. — Особенно опасны такие демарши на фоне процесса значительного омоложения составов околофутбольных группировок. Подросткам свойственно подражать старшим, им хочется проявить себя, выглядеть дерзкими, а «скакуны», далекие от футбола, зато близкие к политиканству, показывают юным болельщикам дурной пример. К тому же вносят серьезный раскол в фанатскую среду. Ведь в большинстве своем белорусские фанаты не одобрили «майдановской» речовки, считают, что фан–сектор сборной дискредитирует белорусов перед дружественными фанатами из России. Многие минские «динамики», например, тесно связаны с «движем» ЦСКА. Им неловко перед москвичами за поведение соотечественников. Все прекрасно понимают, что «подстава» провокаторов вполне может создать проблемы для белорусских болельщиков на выездах в Россию. Тем более в адрес наших фанатов уже неоднократно звучали угрозы, в том числе из Питера. В этой среде «за базар» принято отвечать...
Кстати, о питерских хулиганах. В августе, во время их массового выезда в Минск на первый матч Лиги Европы с «Динамо», местные трибунные «скакуны» куда–то попрятались. Ничего удивительного: их стиль при опасности отсидеться в кустах, а потом вволю орать перед безобидными фанатами футбольных «карликов». А еще, как в день игры с «Зенитом», анонимно оценивать в соцсетях работу милиционеров. Милиция тем временем, не особенно отчитываясь перед диванными знатоками, делала свою работу: в частности, при содействии командированных из Санкт–Петербурга в Минск нескольких офицеров полиции, знающих всех своих хулиганов как облупленных, на корню пресекла все провокации самых буйных гостей. Подробности — не для широкой публики. Главное, что на футбол наши болельщики могут ходить без опаски. А для забияк, по опыту многих европейских стран, планомерно создаются особые штрафные площадки. Перед каждым буяном маячит перспектива заработать за неспортивное поведение красную карточку, надолго превратиться в персону нон грата на стадионе. Но это уже другая история, которая нынче пишется по мотивам протоколов.