К примеру, благодаря новым возможностям в сельском хозяйстве, включая ГМО, мы научились производить гораздо больше продукции. Это привело и к изменению рациона человека, что в конечном итоге отразилось на его внешнем виде. Люди стали толще. К слову, ученые Колумбийского университета прогнозируют, что к 2030 году уже половина населения США будет страдать от ожирения! Вы думаете, что европейцы останутся стройными и элегантными? Это не так. За последние два десятилетия показатели ожирения в Европе выросли более чем вдвое. Однако вполне возможно, что со временем будет проходить обратный процесс — мы уменьшимся в размерах, чтобы потреблять меньше энергии и помещаться на нашей перенаселенной планете.
Учитывая демографические процессы, людей с очень темной или очень светлой кожей останется крайне мало. К тому же различные группы населения растут неравномерными темпами. В Африке оно увеличивается быстрее, поэтому в глобальном генофонде этих генов будет все больше. «Уверен, что через несколько поколений цвет кожи среднестатистического человека на планете станет темнее», — отмечает генетик Джейсон Ходжсон.
Если говорить о генетике, то технологии уже позволяют изменять гены эмбриона, хотя отношение к этой процедуре очень неоднозначно и последствия ее тоже до конца неизвестны. Все это вызывает яростные споры среди ученых.
Что касается компьютерных технологий, несомненно, и они отразятся на организме. Мы постоянно пользуемся клавиатурой и сенсорными экранами в наших смартфонах, а это может привести к тому, что руки и пальцы станут более тонкими и длинными. Не исключено, что с дальнейшим прогрессом девайсы окончательно приживутся уже на нашем теле. Возможно, наши потомки будут наполовину роботами с возобновляемыми конечностями и камерами, встроенными в глаза. Заглянем еще дальше. Если человечество когда–нибудь покорит, допустим, Марс, то в условиях низкой гравитации наши мышцы могут серьезно измениться и появится пару лишних конечностей.
Безусловно, генетическая вариативность Homo sapiens и развитие новых технологий повлияют на то, как мы выглядим. И это только доказывает, что через сотни тысяч лет человек не будет похож на себя настоящего.
Своей точкой зрения на происходящие процессы в изменениях человеческого организма поделился заместитель директора по научной работе Института физиологии Академии наук Владимир Кульчицкий.
— Изменения человека — это ведь очень долгий процесс?
— Проблематично рассматривать этот вопрос с первых этапов появления человека на Земле. Мало фактов и противоречивые мнения. Общеизвестно, что каждый человек как персоналия постоянно изменяется с момента внутриутробного развития и до смерти. Появляются новые навыки, изменяются внешность, привычки, поведение. Если акцентировать внимание именно на длительном процессе эволюции человека с эпохи кроманьонца, то речь идет о периоде около 30 тысяч лет назад, когда были найдены конкретные признаки существования сообщества людей в одной из пещер Франции. Современные люди сегодня внешне, конечно, отличаются от них, но не так сильно.
— Как вы вообще видите такой процесс, когда постепенно происходит, если так можно выразиться, объединение человека и компьютерных технологий? Мы со временем станем киборгами?
— Уже сегодня внедрение биочипов обеспечило повышение эффективности диагностических процедур, а следовательно, более раннее выявление патологических процессов в организме человека. У нас в Беларуси создан прототип планарного сенсора с живыми нейронными сетями, которые функционируют более эффективно в сравнении с элементами системного блока компьютера. На следующем этапе работы стоит задача адаптации живых нейронных сетей с элементами робота для выполнения определенных действий.
— Как новые технологии могут повлиять на человека и продолжительность жизни?
— С точки зрения компенсации нарушенных функций мозга, вмешательства на уровне генома, возвращения зрения, слуха и многого иного — все это уже становится реальностью и будет только прогрессировать. И если такие технологии и дальше будут развиваться, то, безусловно, можно говорить, что в будущем мы можем сильно измениться, но предсказать что–либо в этом направлении очень сложно. Но я хочу подытожить: вмешательств в деятельность сложного организма человека пока недостаточно. Каждому необходимо приложить максимум усилий для соблюдения условий, которые полностью определяются отношением человека к своему здоровью. Поэтому не стоит так уж надеяться на разработки, а заботиться о себе нужно уже сегодня.
КСТАТИ
Художник Николай Ламм совместно с американским генетиком Аланом Кваном представили свой спекулятивный взгляд на человека будущего. Одно из самых больших изменений коснется лба, который будет становиться все шире. Генная инженерия станет нормой, и вид лица будет в большей степени определяться нашими предпочтениями.