Такие понятия, как электронная экономика, сетевая экономика и экономика наблюдения, уже вошли в широкий обиход. Но эти парадигмы в большей степени касались реализации экономических отношений на основе интернета и мобильных технологий.
Цифровая экономика — это нечто совершенно другое, поскольку для нее определяющее значение имеют уже две другие технологии: распределенные реестры (блокчейн) и искусственный интеллект (ИИ). Они находятся лишь на начальных этапах развития, но потенциал их воздействия на социально-экономическую жизнь и сферу безопасности настолько велик и очевиден, что очень часто инициаторами разговоров и инициатив о цифровой экономике выступают скорее политики и практики, нежели ученые.
Для государственной политики Беларуси и России крайне важно приступить к формированию цифровой экономики в целях соблюдения национальных интересов и приоритетов.
С одной стороны, можно делать много поступательных шагов по пути догоняющей модернизации традиционных производственных отраслей и услуг согласно текущим трендам и достаточно долго терпеть расходы без внушительной отдачи. С другой стороны, можно сделать два решительных шага по внедрению цифровых валют центральных банков (ЦВЦБ) и ИИ уровня организации, создав условия для успешного внедрения всех остальных вспомогательных технологий и роста доходов населения наших стран.
Среди крупнейших стран с развитой экономикой — тех, чьи валюты играют особую роль во внутренних и глобальных финансах, — изменения происходят медленнее, чем в других. Но даже для центральных банков этих стран все кажется ясным, и они начали закладывать основу для внедрения ЦВЦБ.
При этом, когда очередной глобальный финансовый кризис, залитый ковидными деньгами, вернется, мы можем быть готовы. В ситуации, когда центральным банкам не хватает возможностей использовать традиционные инструменты политики, такие как снижение процентных ставок для противодействия риску глубокой и затяжной рецессии, использование ЦВЦБ даст возможность эффективно вводить отрицательные процентные ставки как инструмент «выхода из нулевой границы». Стимулировать внутреннее потребление и инвестиции крайне важно, если мы хотим успешно реализовать заявленные нами государственные программы, связанные с производством инновационной и высокотехнологичной продукции. В этом случае обусловленное на уровне программного дизайна «цифровое стимулирование» потребления не просто отечественных товаров (возможно, достаточно импортоемких), а отечественной добавленной стоимости создаст условия для запуска высокотехнологичных B2C-производств без рисков для инфляции.
Несмотря на частичное применение технологии распределенных реестров при создании ЦВЦБ (для сохранения скорости и масштабируемости), активное использование функций, вдохновленных криптовалютами (криптографические конструкции для обеспечения конфиденциальности и возможности аудита, программируемости и самостоятельного хранения), позволит сохранить пространство доверия для привлечения иностранных инвестиций.
Совершенно новый уровень управления рисками, аналитики и принятия решений мы получим благодаря использованию экономических платформ с ИИ. Цель по созданию ERP-ИИ (англ. Enterprise Resource Planning — планирование ресурсов предприятия, автоматизированные системы управления предприятием. — Прим. ред.) с учетом индустриального характера и открытости наших экономик выглядит более предпочтительной, нежели создание больших лингвистических ИИ-моделей типа ChatGPT. Национальная межотраслевая цифровая платформа несет более очевидный и предсказуемый экономический эффект. Этот эффект заключается не только в кардинальном снижении транзакционных издержек, но и в кардинальном изменении нашего подхода к экономическому планированию.
В отличие от традиционного госплана как совокупности директив для предприятий и организаций, утверждение которого производится по итогам сбора данных и расчета целевых показателей, ERP-ИИ позволит на практике реализовывать цифровой план в государственном масштабе. Данный план будет представлять собой совокупность смарт-контрактов, заключенных между участниками системы в цифровой форме. По сути, подобный план перестает быть планом в смысле некоторого обоснованного и желаемого предположения о будущем. Для предлагаемого цифрового плана более целесообразно применять такую категорию, как фактический план. Он может стать оптимальным инструментом как для выстраивания крупных и успешных на глобальном уровне отраслевых госкорпораций, так и реализации стабильного и предсказуемого частно-государственного партнерства. Достижение результата предполагает использование следующих технологий и моделей: межотраслевой баланс; блокчейн; смарт-контракты; специфические модели по оптимизации целей хозяйствующих субъектов без сквозной автоматизации целеполагания («управление без человека»).
Использование экономических платформ с ИИ выведет нас на новый уровень принятия решенийКаждый руководитель сам определяет целевую функцию хозяйствующего субъекта на конкретном этапе (прибыль, развитие холдинга, выполнение госпрограммы и так далее). ИИ нужен для имитационного моделирования и предложения возможных контрактов для их последующей легализации руководителем. Предпочтительной выглядит идея, когда не предполагается единого «интеллекта» для всей системы: каждый руководитель имеет своего экономического робота, реализующего планирование и оптимизацию ресурсов с точки зрения заданной руководителем целевой функции, реализуемой в системе ERP-ИИ как многоуровневой среде организации протоколов взаимодействия информационных систем субъектов ERP-ИИ, программных решений на базе эталонной реализации протокола с открытым кодом, распределенных баз данных и знаний, финансовых платформ для базисной, фиатных и цифровых валют, а также самих экономических роботов ERP-ИИ.
Возможное создание национальных систем ERP-ИИ и ЦВЦБ в гармонизированной финансовой логике и макроэкономической парадигме позволит нашим странам не только выстроить единое экономическое пространство с опорой на высокую полноту данных и низкую асимметрию информации, но и добиться фактических успехов экономического процветания.
Виталий Демиров, аналитик Белорусского института стратегических исследований