К идеологической и воспитательной работе нельзя относиться как к второстепенной. Если ее недооценивать, это чревато последствиями в будущем — и в ближайшем, и в последующем. Об этом шла речь во время расширенной выездной коллегии Администрации Президента с участием ректоров высших учебных заведений нашей страны. Насколько эффективно сегодня организована идеологическая и воспитательная работа со студентами? «Будущее нашей страны зависит от того, кого мы сегодня вырастим — не только как специалиста, но и как гражданина-патриота, — подчеркнул Глава Администрации Президента Игорь Сергеенко. — Только совместными усилиями и работой каждого из организаторов этого процесса мы сможем улучшить ситуацию».
Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— У нас с вами глобальная задача — найти и заполнить пробелы в воспитательном и образовательном процессе. Честно признаться, где мы недоработали. Засучить рукава и сделать все, чтобы нам не страшно было передавать страну тем, кто завтра выйдет за порог школы, техникума или вуза.
На Республиканском педагогическом совете, 24 августа 2021 года.
Ценностный выбор как фактор будущего
Как отметил Игорь Сергеенко, состоявшееся вчера заседание коллегии — плановое, но актуальность темы связана со складывающейся общественно-политической обстановкой, влиянием информационной сферы:— На мировоззрение молодежи сегодня серьезное внимание оказывают интернет-технологии, социальные сети, Telegram-каналы. Распространяемая ими информация нередко носит деструктивный характер, она разрушает, прививает молодежи чуждые нам ценности, порождая негативное отношение к обществу и государству, провоцируя конфликтное, а иногда даже преступное поведение.
И от того, какими ценностями сегодня руководствуется наш студент, какие цели ставит перед собой, к каким идеалам стремится, зависит в том числе и наше с вами будущее, будущее нашей страны.
Глава Администрации Президента подчеркнул, что в целом в Беларуси создана система идеологической и воспитательной работы со студенческой молодежью. Эта работа охватывает учебную деятельность и включает кадровое, информационно-аналитическое, методическое обеспечение этой деятельности. При этом он добавил:
— Есть масса хороших примеров, положительный опыт этой деятельности. Но в этой работе есть и проблемные вопросы, которые мы и рассмотрим на сегодняшней коллегии. В первую очередь это отсутствие единой идеологической вертикали в вузах. Функции этой работы зачастую возложены не на руководителей вузов или заместителей, а на преподавателей. Не просматривается и единого подхода к планированию и содержанию этой работы, мероприятия носят общий характер. Наблюдается и самое страшное: формализм в организации мероприятий идеологической направленности, это относится и к подготовке и проведению единых дней информирования. Также не в полной мере задействуется институт кураторства.
Внимание на профессорско-преподавательский состав
Во время доклада министра образования Андрея Иванца прозвучала громкая цифра: 6,7 тысячи должностных лиц сегодня задействованы в управлении воспитательной вертикали. То есть примерно на каждые 16 студентов очной формы обучения найдется свой воспитатель. При этом министр отметил, что каждый куратор должен качественно выполнять свою работу, а не самоустраняться либо делать ее формально. И не только он. Недостаточная работа профессорско-преподавательского состава недопустима, считает Андрей Иванец:— Мы много говорим о молодежи. Я убежден в одном: если профессор зашел в аудиторию и начал лекцию с фразы, которая не соответствует государственной политике либо каким-то образом накладывает на нее тень, вся наша дальнейшая работа по проведению мероприятий, составлению планов и всего остального будет направлена не на воспитание, а на исправление.
Мы должны серьезным образом сконцентрировать свои вопросы именно на идеологической работе с профессорско-преподавательским составом. Каждый преподаватель, а не только кураторы групп, обязан понимать, какая на нем лежит ответственность.
БРСМ, студенчество и патриотизм
Отдельная роль в воспитательной и идеологической работе отводится главной молодежной организации страны. Но что сегодня мешает флагману молодежного движения взять бразды в свои руки и возглавить студенческое патриотическое движение? По словам первого секретаря ЦК БРСМ Александра Лукьянова, интерес у студентов к молодежному союзу есть: с 1 января по 17 мая этого года в адрес Центрального комитета поступило рекордное количество заявок на изготовление молодежных билетов организации — 42 415. Но есть вопрос в кадрах.— Существенным препятствием для полноценной работы первичных организаций являются вакансии, особенно те, которые имеют долгосрочный характер. В БГМУ и БГАИ наблюдается частая сменяемость секретарей, а вакансии носят длительный характер. Проблемной остается высокая сменяемость кадров в некоторых учреждениях образования: два-три раза на протяжении календарного года, что отрицательно отражается на работе первичной организации.
По мнению Александра Лукьянова, нужно сделать более оперативной процедуру согласования секретарей, а также определить определенную соподчиненность руководителя ячейки ректорату. Во время доклада молодежный лидер призвал обратить внимание на неукоснительное выполнение поручения Министерства образования о включении секретарей первичных организаций в составы ректоратов, советов и комиссий.
В помощь идеологам
Обращаясь к руководителям белорусских вузов, обсуждавшим эффективность института кураторства в учебных заведениях, подготовки дней информирования и иных аспектов идеологической и воспитательной работы, заместитель Главы Администрации Президента Игорь Луцкий напомнил про выпуск, который вы сейчас читаете:— У нас еженедельно в «СБ. Беларусь сегодня» по четвергам выходят «СБ. Тенденции». Основные ключевые политические события в стране и мире там анализируются и весьма доступно и добротно подаются. У меня предложение к вам — использовать «Тенденции» в работе кураторов, при подготовке и проведении информационных часов. Там готовые, высококачественные аналитические материалы.Он убежден:
— Если мы хотим воспитать полноценного патриота и гражданина нашей страны, то никакие влияния ни с Востока, ни с Запада нам в этом не помешают. Все будет зависеть только от нас. Все будет упираться в веру, в те ценности, которые мы воспитываем у наших детей.
Ведь наша страна, слава богу, обладает той степенью независимости, которая позволяет нам самим решать, чему учить и как воспитывать нашу молодежь. Возникает только вопрос: пользуемся ли мы этой возможностью, делаем ли работу над ошибками или списываем все свои просчеты на внешние силы?
Что решили
♦ исключить практику возложения обязанностей проведения идеологической и воспитательной работы на разных проректоров;♦ провести в течение 2023 года аттестацию заместителей руководителей, курирующих вопросы идеологии и воспитательной работы;
♦ обеспечить на постоянной основе прохождение профессорско-преподавательским составом, не имеющим профессионально-педагогического образования, повышения квалификации по методике преподавания соответствующих дисциплин;
♦ рекомендовать Правительству до 1 августа проработать вопрос о материальном стимулировании труда кураторов по аналогии с классным руководителем;
♦ ежегодно рассматривать республиканским органом госуправления, имеющим в подчинении учреждения образования, вопрос об организации идеологической работы в трудовых коллективах;
♦ внести изменения в постановление Министерства образования о введении за счет средств республиканского бюджета штатной единицы замруководителя институтов (факультетов) по идеологической, воспитательной работе и социальным вопросам;
♦ актуализировать нормативную численность методистов, организующих воспитательную работу с молодежью;
♦ усовершенствовать работу платформы «Молодежь Беларуси» и положение о деятельности студсоветов (закрепить ведущую роль общественной организации БРСМ).
АВТОРИТЕТНО
Вячеслав Данилович, ректор Академии управления при Президенте:
— Молодежь — это наше будущее, и поэтому в воспитательно-идеологической работе с молодежью прежде всего не должно быть формализма. Очень важно воспитывать патриотизм у нашей молодежи через эмоциональную часть, через сопричастность к практическим делам — по сохранению, например, исторической памяти, которая имеет исключительно большое значение для нашего государства. И такие молодежные акции, которые проводятся в целом ряде белорусских вузов, в том числе в Академии управления, должны быть практически направлены и на эмоциональном фоне вовлекать нашу молодежь в воспитательную и идеологическую работу.
Система высшего образования Беларуси
42 государственных учреждения высшего образования♦ 31 университет
♦ 9 академий
♦ 2 института
♦ учреждений высшего образования частной формы собственности (одно из них ныне — в стадии ликвидации)
Белорусские вузы обеспечивают подготовку специалистов
♦ I ступени высшего образования — по 387 специальностям♦ II ступени высшего образования — по 159 специальностям
Количество студентов в белорусских вузах
(в 2022/2023 учебном году)♦ на I ступени высшего образования — 227,96 тыс. чел.
♦ на II ступени высшего образования — 10,58 тыс. чел.