Важна поддержка близких
Впервые столкнуться с активным хейтингом в свой адрес координатору проектной деятельности Минской городской организации БРСМ Илоне Илларионовой довелось в прошлом году – во время кампании по выборам депутатов Палаты представителей. Вместе с другими активистами организации она стала участницей молодежного пикета, на котором не побоялась высказать свою позицию прямо в объектив видеокамеры оппозиционного телеканала. За что и поплатилась: интернет-тролли обрушились на нее в соцсетях шквалом оскорбительных сообщений. Впрочем, потока их гневных посланий надолго не хватило: спустя две недели он сошел на нет.В нынешнем году история повторилась: 5 июня Илона и ее друзья пришли на пикет в поддержку действующей власти. Активная молодежь привлекла внимание журналистов оппозиционного телеканала, между ними состоялся краткий диалог… В тот же день скриншот видеосюжета разместил один из телеграм-каналов. К фото прилагались ссылки на соцсети ребят и простой месседж: мол, напишите им все, что думаете. Илоне «повезло» больше всех: номер ее мобильного телефона также был предан огласке. Реакция последовала незамедлительно: словно по команде «Фас!», к ней в директ и комментарии под фото в Instagram посыпался непрерывный поток оскорбительных сообщений. Самые наглые и бессовестные доставали звонками по ночам, рассказывает Илона:
– Сыпались оскорбления, угрозы физической расправой. Мол, мы знаем, где ты живешь, и найдем тебя. Попытки перейти к конструктивному диалогу ни к чему не приводили: в ответ слышала только матерную брань в свой адрес. Хейтеры хотели запугать меня, заставить под влиянием эмоций отказаться от своих убеждений. Но немного просчитались: я психологически устойчивый человек. А вот моя подруга, которая тоже была на том пикете, испытала сильнейший эмоциональный шок, постоянно нервничала и переживала, по городу перемещалась только на такси.
Закономерным итогом этой истории стало судебное разбирательство, на котором обидчиков призвали к ответу: некоторым из них грозит административная мера ответственности, других будут судить по уголовной статье.
Лучший способ реагирования на хейтинг, по мнению Илоны, – на несколько часов, а то и дней выйти из соцсетей и заняться своими делами:
– Нужно постараться отвлечься: встретиться с друзьями, поработать, уделить время хобби, сменить обстановку, уехав в другой город. Крайне важна и поддержка близких. Если в такой ситуации человек останется один на один с собой и своими мыслями, то начнет накручивать себя – а там и до нервного срыва недалеко. В последнее время я отказалась от чтения телеграм-каналов и, знаете, признаюсь честно: давно не испытывала такой легкости и спокойствия.
Комментарии за деньги? Нет, спасибо
Не понаслышке знает о том, что такое кибербуллинг, и эстрадная певица Алена Ланская. Впервые она столкнулась с травлей в 2013 году, когда была избрана представителем нашей страны на конкурсе песни «Евровидение». А изнанку интернет-троллинга как хорошо организованного бизнеса ей открыл случай – к певице обратилась компания, которая предложила писать комментарии за деньги:– На свою почту и теперь получаю немало таких предложений. Писать злые и язвительные комментарии людей толкает и их психологическая несостоятельность. Страдая от собственной нереализованности, они пытаются самоутверждаться в интернете, унижая кого-то другого. Цель, которую преследуют хейтеры, – запугать жертву. Когда человек запуган, им проще манипулировать. И наоборот: если он психологически устойчив, более склонен к тому, чтобы все взвесить и принять рациональное решение. Самое бесполезное, что можно сделать в такой ситуации, – пытаться переубеждать хейтера или вступать с ним в дискуссию.
По закону
Спокойно воспринимает поток негатива в свой адрес и депутат Палаты представителей Национального собрания, первый секретарь Минского городского комитета БРСМ Сергей Клишевич:– Все эти сообщения пишут боты либо люди, не совсем понимающие текущую обстановку и готовые по указке выполнять любые команды, не отдавая себе отчет в том, что за их действия может наступить ответственность. Еще одна категория – радикально настроенные группы людей, которые, делая неприятное другому человеку, пытаются утолить свои личные амбиции и интересы. Это абсолютно подавляющее меньшинство нашего общества, а не, как нам пытаются сегодня это преподнести, большая его часть. Хотелось бы напомнить таким диванным деятелям, что правоохранительные органы способны дать правовую оценку каждому комментатору.
КОМПЕТЕНТНО
Ольга Соколовская, заместитель начальника отдела управления профилактики главного управления охраны правопорядка и профилактики МВД:
– Кибербуллинг оставляет цифровой след – запись, которая может использоваться в качестве доказательства для того, чтобы пресечь злоупотребления и наказать обидчика. За сообщения, содержащие оскорбления, предусмотрены уголовная ответственность и ограничение свободы на срок до трех лет. Если сообщение содержит угрозы убийством, причинением тяжких телесных повреждений либо уничтожением имущества (не только в адрес преследуемого, но и его близких), то это действие расценивается по статье № 186 Уголовного кодекса и может повлечь за собой ответственность в виде лишения свободы на срок до двух лет. Если вы стали объектом травли в интернете, следует обратиться в органы внутренних дел и написать заявление, приложив предварительно сделанные скриншоты сообщений.
derzhanovich@sb.by