Спросите у работников базы запаса о самых заслуженных и уважаемых паровозах — те дружно укажут на двух «ветеранов» с буквой М на борту. На свет они появились еще в начале 1930–х, помнят войну (скажем, только за 1941–й «эмка» с бортовым номером 716–78 пробежала 65 тысяч километров), а в запас ушли в начале 1970–х — спустя 40 лет выслуги. Историки, к слову, оценят: мощный тендер для одного из них — громадный прицеп, предназначенный для транспортировки использовавшегося в качестве топлива угля, — собран аж в 1914 году.
О прошлом главных местных достопримечательностей, впрочем, нынче можно судить разве что по бортовым журналам. Этаким «трудовым книжкам», где скрупулезно зафиксирована вся «карьерная лестница» того или иного паровоза. Только скупая информация о дате и месте рождения, сухие строчки о пробеге и прочие специфические сведения об обслуживании и ремонтах интересны скорее техническим работникам. А хочется услышать живую историю. Об адской работе кочегаров, о конкретных военных заслугах (например, известно, что именно на подобном паровозе 6 июля 1944 года машинист Сергей Леонов бесстрашно вывел со станции сдвоенный состав санитарного эшелона и спас от неминуемой гибели раненых бойцов и медицинский персонал)... Вячеслав Цумаров, заместитель начальника локомотивного депо Кричева, предлагает не бежать впереди паровоза. Мол, приписанная к депо «эмка» с бортовым номером 724–18 уже в самое ближайшее время станет экспонатом историко–культурного комплекса «Линия Сталина». По словам директора по развитию Михаила Метлы, этим летом там будет открыта целая железнодорожная экспозиция:
— В нее войдут бронепоезд, дрезина с башней Т–26 и многое другое. Это совместный проект с управлением Белорусской железной дороги и Министерством обороны. Экспонаты нам переданы на безвозмездной основе. Ко всему прочему, на территории историко–культурного комплекса будут уложены рельсы, для начала же нужно сделать насыпь, работы уже начаты.
Первый экспонат в кричевских ремонтных цехах обещают подготовить за неделю–другую.
— Для начала паровоз нужно подлатать — соответствующие чертежи, а главное, знания у нас есть. Детали тоже имеются — со списанных паровозов в том числе. Технология ремонта сохранилась. Затем надо обязательно обкатать, посмотреть, как техника будет вести себя на ходу. После этого сцепим паровоз с тепловозом, проверим тормоза и по железной дороге в «холодном» состоянии отбуксируем на станцию Радошковичи, — говорит Вячеслав Цумаров.
Немецкой «фрау» — трофейному локомотиву серии ТЭ 1943 года выпуска, корпус которого украшает звезда Советского Союза, — также уготована почетная роль музейного экспоната. Правда, не в нашей стране. Паровоз с номером 1114 переедет в подмосковный поселок Архангельское, где квартирует Музей техники Вадима Задорожного, считающийся, пожалуй, крупнейшим на постсоветском пространстве хранилищем техники военного времени (и не только ее). Некоторые имеющиеся там раритеты, к слову, едва ли не каждый год мы можем лицезреть в авангарде минских парадов.
— Этот локомотив мы восстановили еще зимой, — Вячеслав Цумаров включает на своем смартфоне видеоролик. На нем видно, как паровоз гудит, свистит, набирает ход и обдает паром окрестности. — Найти подобный раритет, причем в настолько хорошем состоянии, россияне смогли только на БелЖД. А сейчас, насколько нам известно, собираются стилизовать и перекрасить в соответствующие серые тона.
— Есть планы сделать на его базе легкий бронепоезд времен Великой Отечественной войны, — делятся планами в Музее техники Вадима Задорожного. — Тем самым расширим нашу железнодорожную экспозицию. Ведь и железнодорожные войска сыграли огромную роль в Великой Победе. А подобные трофейные паровозы использовались на благо нашей Родины... Почему экспонат все еще в Беларуси? Паровоз — не автомобиль, перевезти его в музей — задача достаточно непростая. Однако в ближайшее время мы это сделаем.
У необъятных размеров грузовой «эльки» — надежного, красивейшего и любимого железнодорожниками эпохи 1950–х паровоза (той самой «лебедянки», которую можно было узнать по далекому гудку) — мы остановились всего на минуточку. Через некоторое время вспомнили о ней еще раз, когда из сейфа достали оригинальный пожелтевший от времени бортовой журнал. А вот у локомотивов модификации ЭР задержались на добрые четверть часа. Историй о том, как эта техника служила и до сих пор может служить людям, множество.
— Наш поезд 789–07, «переехавший» в Кричев лишь в 2011–м, засветился в одном из фильмов, — замечает мастер по ремонту Андрей Ханевский. — Вообще, такие паровозы были бы вполне востребованы для организации ретротуров. Именно для подобных целей (конкретно для обслуживания исторического маршрута Гродно — Поречье) к 150–летию Белорусской железной дороги, отмечавшемуся пять лет назад, мы и восстановили несколько «эрок». А недавно обратилась наша ветеранская организация: просят рассмотреть возможность установить на кричевском вокзале паровоз в качестве памятника. Если решение будет принято, с большой долей вероятности на постамент будет торжественно водружен локомотив марки ЭР.
«Угольные» раритеты, кстати, вполне способны пригодиться и в быту. Железнодорожники вспоминают: как–то в округе непредвиденно вышла из строя котельная. Замерзнуть местным жителям не дал именно паровоз — пока трудились ремонтники, неустанно вырабатывал тепло. В свое время подобный экземпляр пришелся ко двору и в Могилевском домостроительном комбинате.
— Технология для производства железобетонных конструкций предполагает использование пара, и закупка паровозов действительно выглядела как выход из ситуации. Хотя сегодня их у нас уже нет ввиду того, что этот процесс достаточно трудоемкий и энергозатратный. Нынешние наши котельные работают на газу, — делится подробностями главный инженер предприятия Владимир Прокопенко.