Первое предупреждение
Вспомним ноябрь 2021 года. Александр Лукашенко дает интервью генеральному директору международного информационного агентства «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву. Несколькими днями ранее генсек НАТО Йенс Столтенберг высказался о вероятности размещения ядерного оружия в Восточной Европе. Журналист поинтересовался, какие могут быть последствия у подобного шага.— Да. Тогда я предложу Путину вернуть ядерное оружие в Беларусь, — отреагировал Глава государства.
— Какое ядерное оружие? — уточнил Дмитрий Киселев.
— Мы договоримся какое. То ядерное оружие, которое будет наиболее эффективно при таком соприкосновении, — ответил Александр Лукашенко. — Я же не зря сказал: мы на территории Беларуси к этому готовы.
При этом Александр Лукашенко рассказал, что в Беларуси сохранена фактически вся оставшаяся с советских времен инфраструктура для хранения ядерного оружия. Это стало одной из причин похолодания отношений с Западом, который, в том числе и через давление на тогдашние российские власти, настойчиво требовал взорвать все соответствующие площадки. Однако этого сделано не было.
Оформление замысла
Темы ядерного оружия Александр Лукашенко коснулся и во время выступления на торжественном собрании ко Дню Независимости 2 июля 2022 года. Он обратил внимание на то, что вывод соответствующего арсенала уже после его вступления в президентскую должность был вынужденной мерой. Соответствующие соглашения были заключены ранее, и у еще неокрепшей республики просто не было возможности противостоять чудовищному внешнему давлению. Договоренность была исполнена. Но это не должно означать, что обратное движение невозможно в принципе. Глава государства уточнил:— В переговорах и эта тема с Президентом России появилась сразу же после того, как поляки (наверное, вы не обратили внимания) в последний раз обратились к американцам и попросили их привезти им ядерное оружие в Польшу. Тогда я Президенту Путину сказал: «А мы почему делаем вид, что ничего не происходит?» Мы долго консультировались и пришли к выводу, что мы должны быть готовы для того, чтобы в течение суток ответить зеркально им. Для этого надо подготовиться. И мы будем готовиться. И мы никому не угрожаем, мы никого не шантажируем. Мы свое оружие отдали туда. И я вправе сегодня попросить и потребовать Президента братской России сделать так, чтобы боялись переступить Государственную границу Республики Беларусь. Что я и сделал.
Вопросы обороны и обеспечения безопасности Беларуси и России стали одной из центральных тем во время переговоров Александра Лукашенко и Владимира Путина в июне 2022 года в Санкт-Петербурге. Глава белорусского государства тогда указал на нагнетание напряженности соседями и предложил отвечать на это соответственно:
— Нас очень беспокоят вопросы тренировочных полетов самолетов США и НАТО, которые тренируются нести ядерные боеголовки. Нас это очень напрягает. Поэтому я прошу вас рассмотреть вопрос зеркального ответа на эти вещи. Без перебора. Они тренируются нести ядерные боеголовки. Вы, пожалуйста, помогите нам хотя бы приспособить самолеты наши, которые у нас есть, которые могут нести ядерные заряды. Я не говорю о том, что мы завтра перевезем (или вы перевезете) туда ядерные боеприпасы. Но шутить нам нельзя. Мы помним 1941-й, когда нас убаюкивали: «Все будет хорошо, все тихо, никто не нападет». А потом оказались не готовы к этому. Поэтому для нас очень серьезная ситуация.
К практической стороне вопроса
Инициатива была не только услышана, но и принята к реализации. О чем стало известно уже через два месяца. США в рамках операции «Атлантическая решимость» продолжали переброску военной техники в Европу. 26 августа 2022 года во время посещения Минского механического завода имени Вавилова Президент отреагировал на это так:— Они должны понимать, что никакие вертолеты, самолеты, если они пойдут на обострение, их не спасут. Мы когда-то с Путиным в Питере заявили, что переоборудуем и белорусские самолеты Су для того, чтобы они могли нести ядерное оружие. Вы что, думаете, мы языком ляпаем? Все готово! Поэтому пусть привозят… Пусть думают. Я их предупредил: не дай бог какая-то серьезная провокация против Беларуси — цели у нас определены. Центры принятия решений — мы их знаем.
При этом Александр Лукашенко в очередной раз сделал акцент на том, что Минск никому не угрожает. Все действия имеют характер ответа на недружественные проявления с западной стороны.
Но у тамошних политиков всегда было туго с такой добродетелью, как здравомыслие. В итоге о технической готовности к зеркальному ответу заявил и Владимир Путин после встречи с Александром Лукашенко в декабре прошлого года:
— Считаю возможным продолжить и реализацию предложений Президента Беларуси по подготовке экипажей боевых самолетов армии Беларуси, которые уже переоборудованы для возможного применения боеприпасов воздушного базирования со специальной боевой частью. Подчеркну, что такая форма сотрудничества — не наше изобретение. Соединенные Штаты Америки, например, проводят аналогичные мероприятия со своими союзниками в рамках блока НАТО на протяжении десятилетий.
— Вы выполнили свое обещание, — продолжил Президент Беларуси. — Мы сегодня поставили на боевое дежурство комплекс С-400, который вы передали Беларуси, и, самое главное, — комплекс «Искандер», которые вы также, пообещав полгода назад, передали нам. Вы только что аккуратно затронули очень щепетильную тему (но не мы ее авторы) по подготовке и тренировке наших экипажей, способных везти специальное вооружение и специальные боеприпасы. Должен вам сообщить, что мы подготовили самолеты. Оказалось, что у нас с советских времен такие самолеты есть. Мы тестировали их в Российской Федерации. Мы сейчас вместе с россиянами готовим экипажи, способные управлять этими самолетами, несущими специфические боеприпасы. Это не угроза кому-то. Я вас несколько раз, и в Питере, и в Москве, и в Сочи встречаясь, информировал, что у нас вызывает большие опасения, как вы сказали, напряжение по периметру границ Союзного государства, прежде всего на западе. И нам надо было бы обезопасить белорусское государство.
Какой вопрос — такой ответ
В хронологии действий и заявлений лидеров Беларуси и России есть совершенно четкая логика. Здесь нет ни одной случайной реплики. Теперь видно, что подготовка к размещению ТЯО в Беларуси шла фактически открыто и постепенно. Более того, на каждом этапе этот процесс мог быть остановлен, будь на то воля противной стороны. Но там тем временем все делали с точностью до наоборот. Вели риторику о вступлении в украинский конфликт Польши, а это уже, читай, прямая угроза и нашей безопасности. Продолжалось наращивание все новых видов вооружений и военного присутствия США и НАТО в Восточной Европе. Великобритания заявила о готовности поставлять Украине боеприпасы с обедненным ураном. Таким образом, Запад без оглядки перешагивал одну черту за другой.Что ж, Запад просто не оставляет других возможностей для сдерживания его агрессивных действий, кроме как ядерным инструментарием. И потом, США свое ядерное оружие держат в Германии, Бельгии, Нидерландах, Италии и Турции. Почему Россия на этом фоне не может делать то же самое в Беларуси? Ну и, в конце концов, нам давали гарантии безопасности после вывода советских вооружений. Они закреплены Будапештским меморандумом, который был забыт сразу, как только территорию Беларуси покинула последняя боеголовка, и фактически уже с того момента и до сих пор мы живем под санкциями.
Кстати, еще один любопытный момент. Из всех стран Запада именно США наиболее спокойно реагируют на размещение ТЯО в Беларуси. Это уже сигнал их партнерам в Европе. Штатам наплевать на то, что будет происходить здесь. Тактические вооружения до Америки не достанут, а какие страны разменивать в нашем регионе ради достижения своих целей, им совершенно все равно.
kryat@sb.by