Как не потерять талант

Не полезные ископаемые, а человеческий и интеллектуальный ресурс – самое важное, что есть сегодня
Не полезные ископаемые, а человеческий и интеллектуальный ресурс – самое важное, что есть сегодня. Такого мнения придерживаются и в Беларуси, взявшей курс на современные технологии и наукоемкую продукцию. Но где взять золото и алмазы от науки? Самых талантливых выявляют предметные олимпиады и конкурсы, а поддерживает и во многом помогает Фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов, рассказывает руководитель фонда, ректор БГУ Сергей Абламейко. 

— Курс на работу с одаренной молодежью взяли все развитые страны. В Китае, например, одаренные дети пользуются различными льготами при продвижении по образовательной лестнице – к их услугам государственные стипендии, субсидии предприятий, организаций и т.п. Там нет специальных школ для одаренных детей, но широко используются те возможности, которые открывает для средней школы близость университетских центров. В Израиле организована системная работа с одаренными детьми и подростками. Ежегодно для выявления талантов там проводится единый экзамен среди учащихся вторых и третьих классов. Отбираются 15 % учеников, которые прошли специальный экзамен и получили наивысший балл. Эти ребята будут обучаться по специальным программам для особо одаренных детей или им предлагаются факультативные занятия по специальным темам. Сингапур во многом своими экономическими и социальными успехами обязан именно образованию, которое в этом маленьком государстве — под самым пристальным вниманием. 15 из 100 лучших по рейтингу топ-школ мира находятся здесь. В Сингапуре все дети получают одинаковые стартовые условия. Затем раз в год для всех 11—12-летних учащихся проводится тестирование на IQ, по результатам которого ребята с наивысшими баллами попадают в элитные учебные заведения. Их учебу полностью оплачивает государство, так что мотивация велика. 

— Сергей Владимирович, известно, что к дарованию особый подход нужен. Часто это ребята, которые в хорошем смысле болеют науками, но не всегда способны самостоятельно адаптироваться к другим жизненным реалиям. Фонд их оценил, внес в банк данных одаренной молодежи, а что дальше?

— В некотором смысле педагоги, работающие с талантливой молодежью, идут наугад. Сегодня к психолого-педагогическому сопровождению одаренных детей и подростков руководящие и педагогические кадры нужно специально готовить. Нужно учить родителей, как развивать таких детей, чтобы, как говориться, не перегнуть палку.

Но создать условия для развития способностей и талантов молодого человека — полдела, нужно обеспечить его успешное профессиональное становление, помочь найти ту работу, на которой благодаря своим знаниям и способностям он принесет наибольшую пользу государству.

Поэтому вузы, видя потенциал одаренного студента, должны в активном взаимодействии с работодателем, предложить талантливому выпускнику такое 1-е рабочее место, где он сможет в полной мере реализовать свой потенциал, применить свои способности, знания и умения.

9 образование-бгату-студенты-05-130115 500.jpg

Кстати, и об этом приятно говорить, почти половина одаренных ребят в дальнейшем выбирает педагогическую или научную деятельность. За последние три года молодые таланты защитили более 100 кандидатских диссертаций. 7 человек стали докторами наук.

Многие наши таланты сегодня занимают серьезные государственные посты. В их числе первый заместитель министра экономики, кандидат экономических наук Александр Заборовский, помощник Президента Кирилл Рудый. 

— Помогать одаренным – задача системы образования, государства, или, на ваш взгляд, в ней должен принимать участие и  частный сектор экономики? 

— Считаю, это общая задача. Есть много частных примеров сотрудничества, например, нашего вуза, с ПВТ. Помогают с оборудованием специализированных классов, организуют дополнительные курсы. Есть примеры работы с банковской сферой, когда банки назначают лучшим ребятам стипендии. В частности, десять одаренных студентов из малообеспеченных или неполных семей, а также дети-сироты получают такую поддержку в рамках программы «Синяя птица», которую реализуют ОАО «Хоум Кредит Банк» совместно с Министерством образования и Белорусским союзом женщин.

И все же хотелось бы, чтобы это направление развивалось активнее. На мой взгляд, в основе поддержки одаренных учащихся и студентов лежат принципы софинансирования со стороны бизнеса и государства. Хотелось бы видеть больше инициатив от крупных предприятий, тем более что и они заинтересованы в высококвалифицированных кадрах. 

Справка «Р»:

Фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов за 19 лет работы поощрил более 30 тысяч учащихся и студентов, педагогических и научных работников, внесших особый вклад в развитие способностей одаренных ребят. Финансовую поддержку получили 104 интеллектуальных и творческих объединения, достигшие наилучших результатов в научно-исследовательской работе. Только в прошлом году совет фонда принял решение поощрить более 2,3 тысячи учащихся, студентов, педагогических работников и семь научных, интеллектуальных и творческих объединений учащихся.

Вера АРТЭАГА

veraart14@mail.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter