Как читают недра: о путешествии в прошлое, гомельском море и коралловых рифах

Вернуться на 350 миллионов лет назад, всмотреться в призраки коралловых рифов теплого гомельского моря, расшифровать язык камня… Именно такую историю можно прочесть по породам, которые хранятся в единственном белорусском кернохранилище. Тонкости работы уникального Центра обработки, исследования и хранения керна приоткрыли нефтяники, организовав сегодня для журналистов пресс-тур.

Это презентабельное здание в северной части Гомеля появилось в 2015 году. Ровно с того момента начал отсчет новый формат работы института «БелНИПИнефть» с каменным материалом Припятского прогиба. По словам заместителя генерального директора объединения «Белоруснефть» Петра Повжика, здесь удалось объединить сразу два начала: хранение важного природного материала и проведение всего комплекса исследований. А это, уточняет специалист, совершенно иные возможности для того, чтобы выстраивать стратегическую программу геологических работ. Начальник отдела литологии и стратиграфии «БелНИПИнефти» Игорь Яшин проводит ликбез:

— Что такое керн? Это образец горной породы, выбуренной специальным видом бурения с глубины от двух-трех километров до максимальных семи. По сути, керн — единственный фактический материал, который позволяет геологам определить перспективы нефтеносности той или иной территории, где проводится разведка. Это первоисточник обширной информации: о геологическом строении недр, условиях осадконакопления, вещественном составе горных пород, наличии и отсутствии в них углеводородов.

Слово за слово. Выясняется, что между собой специалисты называют кернохранилища библиотеками. Породы — словно книги, по которым можно совершить путешествие в прошлое и узнать очень многое не только специалистам. Например, в этом хранилище представлено около 35 километров керна из 1450 белорусских скважин. Многим образцам по 350—360 миллионов лет. В то далекое время, рассказывает геолог первой категории Анна Ерошенко, гомельские окрестности представляли собой теплое мелководье, где росли коралловые рифы, накатывался песочек, чувствовали себя вольготно водоросли. Ну чисто Красное море в современной интерпретации. Письмена ушедших курортных дней теперь можно прочесть на образцах керна. Специалист достает из контейнера «каменные» столбики, коими и являются хранимые экземпляры. Какие-то напоминают по строению губку с отверстиями разных форм и размеров, их называют порами и кавернами, какие-то восточную халву на срез с цветовой игрой слоев. Чуть позже, знакомясь с работой лабораторий, на таком вот образце прекрасно рассмотрели след «первобытного» червяка и его норку… Процесс рождения одного из вариаций керна Анна Ерошенко объясняет буквально на пальцах:

— Припятский прогиб обладает сложным и одновременно уникальным нефтеносным комплексом. Породы имеют мозаичное строение. Вот обратите внимание на сферические «рисунки» — это водорослевые образования. В условиях неспокойного мелководья песчинки наскакивали, наматывались на водоросли, в итоге образовывая сферу. Эти водорослевые образования нефтенасыщенны и являются коллекторами углеводородов, то есть горных пород, содержащих пустоты, которые способны вмещать и фильтровать такие интересующие нас флюиды как нефть, газ, вода.

Породы, поднятые с различных глубин, отправляются на бессрочное хранение. Огромный бокс, уставленный стеллажами высотой до 9 метров, действительно напоминает хранилище библиотеки. Правда, для керна используются влагостойкие огнезащищенные коробки с теплоизоляционным уплотнителем. В зависимости от породы вес такой коробочки варьируется в пределах 10—20 килограммов. На каждой «адрес» происхождения и QR-код, благодаря которому можно получить полный объем информации, достаточно иметь под рукой смартфон. Геолог Рустам Казимов уточняет детали:

— У нас керноматериал добывается с 1964 года. Раньше он хранился на территории Гомельской и Минской областей. Теперь же полностью сконцентрирован в Гомеле. Как видите, породы систематизированы, каталогизированы и уложены по зонам нефтегазонакопления — север, центр и юг.

Отдельной строкой — микроклимат для хранения недр, который здесь создается современной системой кондиционирования и вентилирования. Керну «по душе» температура в пределах +18... +21 градус, влажность около 75 процентов. Все это благополучно предотвращает разрушение камня, позволяя ему храниться вечно. В конечном итоге для чего это нужно просто и понятно обобщает заместитель директора по геологоразведочным работам института «БелНИПИнефть» Борис Дубинин говорит просто и понятно:

— Проводимые исследования помогают прочитать язык недр. Это позволяет спрогнозировать местоположение новых залежей, блоков, объектов для разработки. То есть направить геологоразведку в нужное русло.


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter